Перейти к содержанию

Страница:БСЭ-1 Том 32. Каучук - Классон (1936)-2.pdf/107

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница не была вычитана

Россия — в Маньчжурии с намерением распространить ее на Северный Китай, Германия  — в Шаньдуне, Франция — в Юньнани и Гуаней, Англия — в долине Янцзы, Западном К. и Гуандуне, Япония — в Фуцзяни. В 1899 Италия сделала попытку получить бухту Саньмынь в Чжэцзяне, но она окончилась неудачей, т. к. Италия не была поддержана другими державами. Так, после 1895 совершается переход к господству империализма в К., и в этих условиях страну вновь охватывает общенациональный политический кризис.

Уже русская оккупация Или и Франко-китайская война (см. выше) вызвали в К. подъем антииностранного движения. Поражение К. в войне с Японией и угроза раздела страны вновь активизировали все круги кит. общества.

С 1897 происходит повсеместный рост выступлений крестьянства и беднейшего городского населения, положение к-рых еще больше ухудшилось под бременем контрибуций, военных расходов и займов. Эти выступления принимают обычно противоиностранный характер, но в то же время они являются угрозой господствующим классам. Опасность раздела страны и рост массового движения приводят к усилению реакционных антиевропейских элементов во главе с Маньчжурским двором. С другой стороны, это приводит к первому выступлению буржуазного национализма (реформы Кан Ю-вэя, см.). Реформаторы требовали внедрения европейской техники, поощрения промышленности, современного транспорта, земледелия и торговли, европеизации школ и администрации, видя в этом путь к укреплению национальной независимости К.

В 1898 сторонники реформ на 100 дней (11/V  — 21/IX 1898) становятся у власти в Пекине, где влияние Ли Хун-чана в результате поражения, нанесенного К. Японией, падает.

Они находили поддержку в рядах европеизирующейся интеллигенции, помещиков и купечества, связанных с европейской торговлей, и промышленной буржуазии. В движении за реформу участвовала и та демократическая интеллигенция суньятсеновского типа, которая позже отделилась от либеральных элементов в самостоятельный национально-революционный лагерь. Китайские реформаторы 90  — х гг. не пытались опереться на массы; маньчжурская реакция во главе с Цыси свергла сторонников реформ, казнив пятерых из них, и подвергла заточению их покровителя императора Гуансюя. Твердая позиция, занятая двором по отношению к Италии, укрепила положение реакционной придворной партии. Ее представители на местах пытались овладеть массовым антииностранным движением в провинциях Севера, подчинив его своим целям, и таким образом отчасти облегчали развертывание этого движения. Однако по своему существу оно выражало стихийный протест широкой массы крестьянства и плебеев против условий, созданных господством иностранных держав и самих китайских феодалов. С 1897 происходит ряд крупных восстаний в разных частях империи (восстание в Аньхое, Цзянсу и Хэнани в 1897—98, в Чжэцзяне в 1899, в Гуаней в 1898, восстание в Сычуани в 1898—99 и др.). На Севере массовое движение было возглавлено организацией боксеров (ихэцюань, или ихэтуань) — тайным обществом, издавна существовавшим в К. и являющимся одним из ответвлений общества «Белой лилии». Первоначально движение боксеровразвилось в Шаньдуне в значительной мере под влиянием германского вторжения в эту провинцию. В дальнейшем движение переходит в Чжи ли и Шаньси, отчасти в Хэнань, а также в Маньчжурию. К лету 1900 боксерское движение, в к-ром участвуют буквально миллионы крестьянства и плебеев, охватывает всю провинцию Чжили. На сторону боксеров переходит часть войск Маньчжурского двора (Дун Фу-сян). Сознание невозможности противостоять движению, а затем нападение держав на форты Дагу толкает двор на попытку, легализуя движение, использовать его против иностранных держав. Боксеры в мае 1900 заняли Тяньцзин и Пекин, начали разрушение железной дороги и осадили посольства в Пекине и концессию в Тяньцзине. После захвата державами Дагу (16/VI) двор объявил войну державам. Влияние двора наряду с отсталостью Северного Китая обусловило усиление реакционных элементов в руководстве движением.

Но по своим основным движущим силам движение было направлено и против империализма и против феодального господства. Массы, участвовавшие в движении, проявили недоверие и непримиримость к своим союзникам из господствующих классов. Боксеры пытались придать организованный характер стихийным мероприятиям, направленным против власти и имущих. Боксеры иногда прямо свергали власть, а чаще устанавливали свой контроль над ней. В то же время нек-рые вожди боксеров, ведя борьбу с иностранцами, стремились сохранить торговлю с европейцами и не проявляли слепой враждебности к европейским новшествам (напр. в Тяньцзине). Выделение более революционного крыла движения, борющегося за придание ему более глубокого социального характера, наблюдалось и в деревне.

Генерал-губернаторы Среднего и Южного К. договорились с державами о совместной борьбе с восстанием, и это позволило им ограничить район распространения восстания Севером.

Объединенные армии держав после неудачной первой попытки адм. Сеймура, к-рому боксеры нанесли поражение, заняли Тяньцзин и Пекин и направили в провинцию Чжили многочисленные карательные экспедиции. Маньчжурский двор, предав массы, бежал в Сианьфу, в провинции Шэньси. В 1901 Ли Хун-чаном было заключено соглашение с представителями держав, известное под именем Боксерского протокола, по к-рому К. обязывался уплатить контрибуцию в 450 млн. таэлей и соглашался на создание в Пекине вооруженного Посольского квартала, срытие портов в Дагу и иностранную охрану железной дороги от Пекина до Дагу.

Лишь противоречия между державами и героизм, проявленный народными массами, выступавшими почти без оружия против новейшей военной техники, объясняют, что подавление боксерского восстания не привело к прямому разделу К. Одновременно с боксерским восстанием происходит выступление Сунь Ятсена в Хуйчжоу (Гуандун), а также выступления в Ханькоу и в Датуне, знаменующие собой начало перехода от средневековых форм массового движения к сознательной революционно-демократической борьбе.

Лит.: Маркс К. иЭнгельс Ф., Соч., том VIII, М. — Л., 1931: Международные обзоры — первый обзор от 31/1 1850, стр. 210—211; т. IX, М., 1933  — Революция в Китае и Европе, стр. 311—318, Дороговизна жизни, стр. 219—224, кроме того в этом же томе см. стр.: 204, 233, 661; том X, Москва, 1933, стр. 322—323; том XI,