Перейти к содержанию

Страница:БСЭ-1 Том 32. Каучук - Классон (1936)-2.pdf/111

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница не была вычитана

бумагопрядильными фабриками и другими предприятиями. Это способно возбудить энтузиазм всякого... Никто не желает быть маньчжуром, никто не желает вредить своим братьям».

Паника, охватившая местные власти, слабость армии, на к-рую они пытались опереться, и особенно героизм масс, активно участвовавших в борьбе, обеспечили быстрые успехи восстания.

В течение октября и ноября почти все города Центрального и Южного К. либо примкнули к революции либо отложились от Пекина, провозгласив независимость ряда провинций. Накануне падения Шанхая политич. забастовку организуют служащие главной конторы телеграфа. Толпы рабочих (иностр, газеты называют их «кули») штурмуют арсенал и завладевают 5.000 винтовок, образуя, как и в Учане, рабочие пикеты, впоследствии разоруженные республиканскими властями. 12/XI Кантон захватывается «пиратскими отрядами» и людьми, «находящимися вне закона», что срывает наметившееся компромиссное соглашение между маньчжурским генерал-губернатором Кантона и местным совещательным комитетом. Рабочие и городская беднота, захватившие город, образуют значительную часть новой армии «независимой Кантонской республики». Попытки разоружения впоследствии этих воинских частей ведут к гражданской войне; «пираты» уходят в провинцию и долго затем терроризируют помещиков и купечество.

В ряде городов старая власть мирно уступала место новой — были даже случаи, когда старый губернатор «избирался» главой новой революционной власти. В большинстве случаев власть фактически переходила в руки т. н. совещательных комитетов, составленных из представителей оппозиционных в отношении маньчжурской монархии буржуазии и помещиков, революционные же силы не имели своей собственной организации. По существу почти единственной формой организации революц. элементов была армия. Поэтому решающую роль в быстрых победах революции сыграла революционная армия. Это были не только солдаты и командиры Южной армии К., но главным образом добровольцы, десятками тысяч влившиеся в ряды вооруженных бойцов революции и определившие лицо армии в конце 1911. Вооруженные крестьяне, разоренные бедняки, мечтавшие завоевать в бою право на землю, отряды обездоленных кули и подмастерьев, вооруженные пикеты рабочих, возникшие в ряде промышленных центров, волонтерские дружины студентов и учащихся, боровшиеся за программу Союзной лиги против династии, — таковы те силы, которые создали армию революции . 1911. Эта армия, состоявшая в большинстве из «плохо обутых, полуголодных жителей разоренных... деревень», «массы совершенно неорганизованной, но отчаянной и готовой на смерть», возмещавшей «недостаток техники... фанатическим мужеством», как доносили представители царской России в К., и обеспечила первые решающие победы восстания. К началу ноября в К. почти одновременно были созданы два республиканских правительства — в Учане (глава Хуан Син, главком — Ли Юань-хун) и в Шанхае (Чэнь Ци-мэй — воен, губернатор, У Тин-фан и др.), перешедшем в руки революционеров почти без борьбы. Одним из первых мероприятий и того и другого было опубликование деклараций об уважении ко всем правам и привилегиям держав в Китае. Что касается внутренней поли 584

тики, то дело ограничилось отменой некоторых налогов, «дабы поднять благосостояние народа».

Но уже одно то, что старая власть пала и никто не мог помешать осуществлению народом права собраний, союзов, свободы печати, свободы слова, — имело большое революционизирующее значение.

Первые сведения об Учанском восстании вызвали в Пекине полную растерянность. Финансовая паника, изъятие вкладов из банков, дезорганизация торговли, лихорадочные мероприятия по отправке вооруженных сил на Юг были первым откликом на начавшуюся революцию.

В поисках точки опоры двор обратился к Юань Ши-каю, находившемуся с 1909 в опале. 14/Х он был назначен вице-королем Хубэя и Хунани, а 27/Х — главкомом всех действующих против революционеров военных сил. Пользуясь поддержкой Сев. армии, созданной им в период 1902—09, Юань Ши-кай укрепил свое положение на Севере, ставя на важнейшие посты своих людей. В связи с этим 29/Х командиры Северной армии обратились к правительству с требованием введения конституционного режима, не ручаясь в противном случае за верность армии трону. К этому требованию присоединился и флот. 30/X двор капитулировал. Была обещана конституция, провозглашена амнистия политическим преступникам и т. д. 1/XI Юань Ши-кай был назначен премьером (18/XI его утвердила Конституционная палата). Уже 2/XI Конституционной палатой были одобрены 19 статей в качестве основы конституции. Все эти уступки, к-рыми правительство надеялось спасти шатающийся трон, только ослабили его. Назначение Юань Ши-кая главнокомандующим всех вооруженных сил империи дало ему фактически всю полноту власти.

В ноябре Шанхайское правительство обратилось к местным властям с телеграфным предложением прислать представителей для создания центрального республиканского правительства.

26/XI от имени малолетнего императора регент принес клятву в верности конституции. 27/XI войсками ген. Фын Го-чжана (см.) был отобран у революционеров Ханьян, но 2/XII республиканцы завладели Нанкином. В этой обстановке приняла реальные формы линия на соглашение как у монархического правительства Севера, так и у республиканских властей Юга, опиравшихся на буржуазно-помещичьи круги совещательных комитетов и напуганных ростом народного движения и революционизированием своей собственной армии. Уже здесь проявилась противоречивость того«союза крестьянской демократии и либеральной буржуазии», к-рым была завоевана «китайская свобода» (Ленин, Соч., т. XVI, стр. 189). З/ХП 1911 при посредстве англ. консула в Ханькоу было заключено временное перемирие, а 18/ХП в Шанхае была созвана мирная конференция, на к-рой делегацию Севера возглавлял Тан Шао-и (см.), а Юга — У Тин-фан. Выступление представителей держав в пользу соглашения сыграло свою роль в том смысле, что конференция закончилась компромиссом: вопрос о форме правления передавался на решение национального собрания, в к-ром преобладание сторонников республики предполагалось несомненным. Это соглашение не было утверждено в Пекине, и Тан Шао-и был отозван (2/1 1912) «за превышение своих полномочий». Одновременно с переговорами в Шанхае в Нанкине происходила конференция с целью создания центрального пра-