Перейти к содержанию

Страница:БСЭ-1 Том 32. Каучук - Классон (1936)-2.pdf/115

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница не была вычитана

рост нац. буржуазии и в особенности численности пролетариата за годы войны имел огромные политические последствия, сказавшиеся со всей силой в революции 1925—27.

С 1916, когда наметился перелом в ходе военных действий, а затяжка войны поставила перед Антантой вопрос об использовании ресурсов К., Антанта предложила К. примкнуть к ней.

Под давлением Антанты К. объявил войну Германии и Австрии 14/VIII 1917. К. получил за свое участие на стороне Антанты отсрочку платежей по боксерской контрибуции (на 5 лет) и разрешение на увеличение таможенного тарифа.

Со своей стороны он обязался снабжать союзников необходимыми материалами, поставлять рабочую силу для обслуживания фронтов ит. д.

Фактически К. принял незначительное участие в войне, к-рое выразилось в отправке 130 тыс. рабочих и позже в совместных с Японией (на основании соглашения о военном сотрудничестве) действиях в Сибири номинально против якобы оперировавших там отрядов германских военнопленных, фактически же против Советской власти. Это дало К. право участвовать в мирной конференции среди других стран-победительниц, но фактически привело только к дальнейшему закабалению К.

В борьбе, к-рая шла в самом К. после смерти Юань Ши-кая, все бблыпую роль играла реакционная военщина. Сосредоточение в руках военных губернаторов (затем командующих войсками) всей власти на местах приобрело особое значение после смерти Юань Ши-кая и последовавшего затем развала центрального правительства. На базе господства феодальных пережитков, феодальной децентрализации К. и его полуколониального положения расцвел пышным цветом китайский милитаризм, нашедший свое законченное выражение в системе «дуцзюната»  — от слова дуцзюнь (см.), как стали именовать с 1916 командующих войсками.

VII пленум ИККИ (1926) отметил крупнейшее значение, к-рое имел «происшедший после сорванной революции 1911г.... распад центрального аппарата государственной власти и установление в значительной части страны господства военно-государственных организаций китайского милитаризма» (Коммунистический Интернационал в документах, М., 1933, стр. 670).

Опираясь на отсталость китайской экономики и сосредоточенную в их руках военную силу, дуцзюни во все большей степени становились вершителями судеб не только в «своих» провинциях, но и в Пекине.

Правительство, созданное после того как ген. Ли Юань-хун стал президентом, а ген.

Фын Го-чжан — вице-президентом, находилось в руках т. н. Бэйянской (северной) военной клики, в которой существовали две группы  — т. н. Чжилийская клика во главе с Фын Гочжаном и Аньхойская (см. Анъфу) во главе с ген. Дуань Ци-жуем — премьер-министром.

Борьба, к-рую вел Гоминьдан, после «второй революции» изменивший свое название и назвавшийся «революционной партией» («Гэминьдан»), против вступления К. в войну, была проявлением конфликта с Бэйянской кликой и в частности с Дуань Ци-жуем. Отставка последнего была условием санкционирования парламентом участия К. в войне. Борьба против Дуань Ци-жуя достигла исключительного напряжения в мае 1917, когда депутаты парламента, отклонившего предложение правительства обсудить вопрос о войне с Германией, бы 592

ли, по указанию Дуань Ци-жуя, избиты толпой переодетых в штатское солдат и офицеров Северной армии. Отказ парламента работать с Дуань Ци-жуем привел к отставке членов кабинета, а затем — увольнению Дуань Ци-жуя декретом президента. Несмотря на успокоительные телеграммы Ли Юань-хуна, северные дуцзюни, заявив об отложении от Пекина, двинули на столицу свои войска, требуя роспуска парламента, пересмотра конституции и т. д.

Под их давлением президент распустил парламент (10/IV 1917), что вызвало резкий отпор южных провинций, организовавших карательную экспедицию против северных милитаристов. Один из них — ген. Чжан Сюнь, активный деятель дуцзюната, выполняя решение сюйчжоуского съезда (1916) военщины, произвел, в условиях затяжного правительственного кризиса, государственный переворот в Пекине и восстановил маньчжурского императора Пу И (1/IV 1917). Ли Юань-хун обратился за помощью к влиятельному лидеру Бэйянской клики — б. премьеру Дуань Ци-жую, к-рый создал в Тяньцзине временное правительство для борьбы с монархистами. Через несколько дней после переворота войска Чжан Сюня были вытеснены из Пекина. Ли Юань-хун передал пост президента Фын Го-чжану, а «спаситель республики» Дуань Ци-жуй стал премьером, диктовавшим свою волю президенту.

В августе 1918, после выборов, на основе нового (изд. в феврале 1918) закона открылся «болотный», или «дуцзюньский», парламент (многие из членов к-рого совершенно не были связаны с теми провинциями, которые они формально представляли) и избрал президентом близкого друга Юань Ши-кая — Сюй Шичана. Пост вице-президента благодаря групповой борьбе между милитаристами остался незанятым.

В Кантоне, ставшем убежищем депутатов дважды распущенного «настоящего» парламента, в противовес «Дуаньцижуевскому» парламенту было создано свое правительство (май 1918), главную роль в к-ром играли Сунь Ят-сен, Тан Шао-и, У Тин-фан и др. Так было положено начало длительной борьбе между Югом и Севером. Южане, выступавшие под знаменем борьбы за конституцию против узурпаторов — северных дуцзюней, обратились с воззванием к Конгрессу США и парламентам других государств, а также к Петроградскому Совету с изложением своих задач (создание объединенного правительства на основе конституции и демократического строя). В последнем обращении уже сказывается влияние Великой Октябрьской пролетарской революции. — • Избранный президентом Сюй Ши-чан прекратил наступление северян и вскоре предложил созвать конференцию представителей Юга и Севера, местом к-рой был избран Шанхай. Т. о. была прекращена вооруженная борьба, тянувшаяся в течение почти всего 1918 и охватившая гл. обр. Хунань, Сычуань, Цзянси, Фуцзянь и Хубэй. — Провал конференции не привел к возобновлению военных действий, т. к. на первый план политической жизни оказались выдвинутыми вопросы, связанные с Версальским договором и политикой Японии, направленной против К.

К. вступил в войну, рассчитывая на возвращение ему территорий, в свое время занятых Германией (см. Шаньдун). Однако в 1916—17 Антанта признала «права» Японии на б. германские владения в Китае, и даже США, опро-