Страница:БСЭ-1 Том 32. Каучук - Классон (1936)-2.pdf/199

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница не была вычитана

театре. Таковым был гениальный актер Тан Цзинь-пэй, таковым является в наше время Мэй Лань-фан, самый знаменитый исполнитель женских ролей.

КИТАЙСКИЙ ЯЗЫК. Современный китайский язык, подобно аннамскому языку и сиамскому языку (см.), принадлежит типологически к т. н. слоговым (моносиллабически м) языкам, особенность которых заключается в том, что в них основной структурной единицей  — фонологической и грамматической — является неизменяемый слог. Структура К. я. аморфно-синтетическая с тенденцией к агглютинации. Синтаксические отношения выражаются в нем прежде всего посредством твердого порядка слов, которцй в основном сводится к формулам: определение перед определяемым, подлежащее перед сказуемым и дополнение после сказуемого. Для выражения синтаксических отношений употребляется кроме того ряд служебных слов, генетически восходящих к полноценным знаменательным словам, смысловая связь с к-рыми в большинстве случаев еще не утрачена. В силу аморфности К. я. грамматические категории (части речи) характеризуются в нем гл. обр. своими синтаксическими связями. Основное отличие имен от глаголов заключается в том, что первые не могут самостоятельно, без помощи связки, выражать сказуемое, тогда как вторые этой способностью обладают в полной мере.

Напр. та ши игэ гунжэнь  — «он есть рабочий» (IA гунжэЬь — имя), но та цзоу  — «он идет» (й> цзоу — глагол). Аморфностью К. я. объясняется тот факт, что в нем,, как и в английском, одно и то же слово в зависимости от синтаксического окружения может в ряде случаев принадлежать то одной то другой части речи. Ср. — АО игэ юэди сюси  — «месячный отдых» (ЛД сюси — имя) и "F яо сюси ися  — «надо немного отдохнуть» (ЙсД сюси — глагол). Основным способом словообразования и вместе с тем1 основным типом слова является в современном К. я. соединение двух неизменяемых слогов  — «корней», вроде ХА гунжэнь «рабочий +человек» = рабочий, даолу «дорога +путь» =дорога, а£|йшохуа «говорить + слова»=говорить ит. п. Словообразование посредством суффиксов играет в К. я. очень незначительную роль.

Фонетически для современного К. я. характерно отсутствие скопления согласных в слоге: не только исключены какие-либо сочетания двух и более согласных, но на конце слога кроме гласных вообще терпимы лишь согласные «н»,«нг» иреже(в нек-рых диалектах)<^м»,«п»,«т/», «к». Другая характерная особенность К. я. как современного, так и древнего заключается в том, что слоги различаются друг от друга не только входящими в их состав согласными и гласными, но также присущим каждому слогу тоном (музыкальным ударением); число последних в зависимости от диалекта варьирует от 3 до 9. В северном китайском языке 4 тона: ровный тон, восходящий, нисходяще-восходящий и падающий.

К. я. распадается на несколько групп диалектов, в основном отражающих дробление феодального Китая на ряд уделов. Эти диалекты настолько сильно отличаются друг от друга фонетически, словарно и отчасти грамматически, что не дают возможности взаимного понимания, и с этой точки зрения скорее заслуживают названия отдельных языковых групп.Наибольший удельный вес и распространение (2/3Китая, 275 млн. чел. говорящих) имеет северная группа диалектов, охватывающая весь Северный Китай (до реки Янцзы и местами заходящая за нее), а также провинции Гуйчжоу, Юньнань и западную часть Гуаней. Эта группа диалектов обычно называется мандаринской (по-китайски гуаньхуа  — «чиновничий язык»), поскольку один из диалектов этой группы — диалект бывшей столицы, Некина, — лег в основу языка чиновничества. На этом диалекте базируется почти вся учебная литература. На нем же с искусственным привнесением нек-рых особенностей других северных диалектов, в частности диалекта города Нанкина, построен и так наз. «государственный язык» (гоюй), противопоставляемый языкам «местным», «народным» (тухуа, сухуа) и в виде общегосударственной языковой нормы усиленно насаждаемый во всем Китае. Северней группе диалектов противостоят т. н. южные К. я., включающие в свой состав группы диалектов У (провинция Чжэцзян и ю.-в. часть провинции Цзянсу; типичным представителем их является язык города Шанхая); диалектов Минь (провинция Фуцзянь, восточные области Гуандуна и о-в Формоза; основные диалекты фучжоуский и амойский); диалектов Юэ (остальная часть Гуандуна и вост. часть Гуаней; основные диалекты — кантонский и хакка) и наконец группу диалектов Центр. Китая (провинции Хунань и Цзянси). Особняком стоят языки некитайских народностей: монголов, тибетцев, носу, мон, тай и др. В СССР К. я. представлен в Дальне-Восточном крае (гл. обр. шаньдунские диалекты северной группы), а также в Киргизской и Казахской АССР (так называемый дунганский язык, в основе которого лежат говоры китайских провинций Ганьсу и Шэньси).

История К. я. распадается в основном на 3 больших периода: период архаичного К. я.

(примерно с 5 в. дохр. э.), период древне-китайский (с 5 в. хр. э.) и период ново-китайский (примерно с 14 в. хр. э.). Архаичный К. я. настолько же не похож на любой из современных К. я., насколько язык латинский не похож на французский. В отличие от современного архаичному К. я. свойственны более сложная фонетическая структура, характеризующаяся преобладанием согласных над гласными и в частности наличием двойных согласных в начале и согласных «д», «р», «г» в конце слога; изменяемость слов, выражающаяся в склонении личных местоимений, а также в словообразовании посредством чередования тонов, согласных и гласных [напр. цзиунг  — «следовать» (глагол), $£ циунг  — «последователь» (имя)]; односложная, а не двусложная норма слова.

К. я. обычно объединяется с языками тай (сиамским и др.) и тибетским в одну большую группу сино-тибетских языков.

Вопрос о связи между всеми этими языками до сих пор однако не решен.

Китайская письменность — не звуковая, а идеографическая (см. Идеография, Пгьсъмена). Количество наиболее употребительных китайских идеограмм равно в среднем 4—5 тысячам. Если же учесть и более редкие идеограммы, встречающиеся гл. обр. в специальных и в старых текстах, то это число должно быть сильно увеличено (до 12—13 тысяч). Первые достоверные памятники китайского иероглифического письма (надписи на гадательных костях) отно-