Перейти к содержанию

Страница:БСЭ-1 Том 32. Каучук - Классон (1936)-2.pdf/8

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница не была вычитана

ками было почти что провалено. Огромную работу выполнил К., крепя оборону пролетарского Ленинграда, помогая укреплению боеспособности и усилению боевого оснащения Красной армии и Красного флота. Почти 9 лет руководил К. ленинградской организацией, сначала в качестве секретаря Сев. — зап. бюро ЦК ВКП(б) и секретаря Ленинградского губкома, а с 1927, после образования Ленинградской области, в качестве первого секретаря областкома, и с 1931, после организации городского комитета, также и первого секретаря Ленинградского горкома партии. Под руководством Кирова ленинградская партийная организация, разгромив зиновьевско-троцкистскую оппозицию й правых уклонистов, достигла полного единства и тесной сплоченности вокруг ленинского ЦК, вокруг т. Сталина. Для членов партии, для всех честных трудящихся К. был чутким руководителем, лучшим советником, подлинным воспитателем-большевиком. Он воспитывал своими пламенными речами, своими глубоко продуманными замечаниями на разных деловых совещаниях, в личных беседах. Но крепче всего К. воспитывал личным примером строго принципиального ленинца, безупречного большевика, безраздельно преданного делу партии. К. постоянно и настойчиво говорил о необходимости крепкого изучения марксизма-ленинизма, о значении ленинского учения. К. воспитывал ленинградских большевиков и всех ленинградских рабочих в духе величайшей любви и преданности делу партии и вождю партии, великому Сталину. К. пользовался огромной любовью коммунистов, беспартийных, всех трудящихся Ленинграда, начиная с ребят-школьников и кончая маститыми учеными. Значение работы К., его влияние выходили далеко за пределы той организации, где он в данное время работал. Так было на Сев. Кавказе, в Баку и в период его работы в Ленинграде. Кандидат в члены Политбюро ЦК с 1926 и член Политбюро с 1930, секретарь ЦК ВКП(б) с 1934, К. был одним из первых в борьбе партии с антипартийными течениями. На XIV Съезде партии, когда Зиновьев со своими единомышленниками при помощи лжи и клеветы организует нападение на ленинский ЦК, прикрываясь авторитетом ленинградской организации, К. выступает с разоблачением оппозиции. На XV Съезде партии К. выступает по вопросу о троцкистско-зиновьевском блоке: «Нашу оппозицию нужно отсечь самым решительным, самым твердым и самым беспощадным образом. (Аплодисменты).

Этого ждет наша партия, этого ждет от нас рабочий класс, этого, товарищи, ждет от нас и международный пролетариат. Вот эта действительная основоположница Коминтерна, та партия, откуда родилась мировая революция, которая строит практически социализм, она должна остаться действительно единой. Все то, что путается под ногами, что колеблется и сомневается, должно быть оставлено в исторической пропасти, а нам с вами дорога только вперед и только к победам! (Бурные аплодисменты)» [XV Съезд ВКП(б), Стенографический отчет, М., 1935, стр. 235]. На XVI Партийном съезде Киров говорит о выступлении лидеров правой оппозиции: «О признании ошибок мы слышали после ноябрьского пленума.

Что нам надо сейчас? Чего ждет партия и рабочий класс от вас? Товарищи, вожди правой оппозиции, вы должны по-большевистски ква 410

лифицировать вашу программу и, не вдаваясь в глубоко теоретические изыскания, сказать прямо, что ваша программа по сути дела  — программа кулацкая (Голоса: „Правильно!“ Аплодисменты), выполнение которой в конечном счете погубило бы диктатуру пролетариата и привело бы к реставрации капитализма» [XVI Съезд ВКП(б), Стенографический отчет, М., 1935, стр. 285]. На XVII Съезде К. беспощадно разоблачает бывших лидеров правой и троцкистско-зиновьевской оппозиции и призывает к величайшей бдительности, ибо «борьба не кончилась, борьба продолжается». — К. с 1922 был в составе руководящих советских органов сначала Закавказского ЦИК, а затем ВЦИК, членом Президиума ЦИК СССР целый ряд созывов. На X Съезде партии К. избирается кандидатом в члены ЦК, а с XI Съезда — членом Центрального комитета партии. С 1926 К. избирается кандидатом в члены Политбюро, а с 1930 членом Политбюро ЦК ВКП(б). С 1934 К. — секретарь ЦК ВКП(б) и секретарь Ленинградского обкома и горкома партии. Партия знает К. как пламенного трибуна, как стойкого, несгибающегося большевика, как испытанного вождя, как ближайшего соратника и друга т. Сталина. На XVII Съезде партии К. выступает с яркой речью, в к-рой подводит итоги периоду победоносного строительства социализма в нашей стране, осуществления лозунга индустриализации, социалистического преобразования крестьянского хозяйства и в результате всего этого — громадного укрепления диктатуры пролетариата.

Доклад т. Сталина, говорит К., является самым ярким документом эпохи; он не только подводит итог проделанной работы, но развертывает перспективы работы на ближайшее время и пути к осуществлению этой задачи.

К. участвует активно в разработке крупнейших теоретических вопросов коммунистической партии. «Замечания по поводу конспекта учебника по „Истории СССР“» и «Замечания о конспекте учебника „Новой истории44», сделанные Сталиным, К. и Ждановым, открывают новый этап в области изучения истории как науки, изучения конкретной всеобщей истории и истории народов СССР. Огромный интерес К. к развитию культуры, искусства, музыки, театра, литературы говорит о нем как об исключительно цельной и многогранной личности.

1/XII 1934 К. был по прямым указаниям Зиновьева и Троцкого предательски убит Николаевым, членом троцкистско-зиновьевской террористической фашистской банды. Эта банда, являясь передовым отрядом международной контрреволюционной буржуазии и действуя совместно с фашистским Гестапо, ставила своей задачей реставрацию капитализма в СССР и считала основным средством своей борьбы с Советской властью индивидуальный террор против вождей партии. Вся партия, вся страна были потрясены гнусным убийством К. Вся партия, весь рабочий класс, все честные трудящиеся ответили на подлое убийство еще большим сплочением вокруг большевистской партии, ее ЦК, вокруг т. Сталина. В коллективном обращении т. Сталина и ряда руководящих товарищей по поводу смерти К.

[газ. «Правда» от 2 декабря 1934, № 331(6217)] говорится: «Нашу партию постигло большое несчастье. 1  — го декабря от руки злодея-убийцы, подосланного классовыми врагами, погиб товарищ Киров... От руки врага погиб чело-