Перейти к содержанию

Страница:БСЭ-1 Том 35. Крестьянская газета - Ларсон (1937).pdf/167

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница не была вычитана

шое количество соленых озер и минеральных источников, изучение к-рых начато Гос. центральным институтом курортологии, расположено в других местах Крымского полуострова. — Показаниями для лечения в К. являются прежде всего различные виды туберкулеза; однако направление туберкулезных больных должно быть сообразовано с временем года и состоянием больного, так как для ряда больных пребывание в К. в летние жаркие месяцы противопоказано. Помимо больных туберкулезом, в К. направляются также больные с нетуберкулезными заболеваниями дыхательных органов, с анемией, малярией, неврастенией, реконвалесценты. — Благодаря своим исключительным природным богатствам Крым является для трудящихся Советского Союза излюбленным местом туризма.

VI. Исторический очерк.

Заселение Крыма человеком произошло в глубочайшей древности. Но о жизни людей в Крыму более точные известия относятся только к поздней металлической эпохе. В степном Крыму, по греческим источникам, жили кочевники (8 век до хр. э.), которых греки называли скифами. О киммерийцах, к-рых греки считали предшественниками скифов в К., мы почти ничего не знаем. В 7—5 вв. до хр. э., судя по известиям Геродота, степной К., по крайней мере восточная его часть, был занят «царскими» скифами. Не позднее 1 в. до хр. э. степной К. заняли новые кочевники  — сарматы, составившие основное население крымских степей до 4 в. хр. э. и, подобно скифам, переживавшие здесь различные стадии разложения родового строя. — С начала 6 в. до хр. э. на морских берегах К. стали основываться греческие колонии; в первую очередь на берегах Киммерийского Боспора (Керченского пролива) построена была Пантикапея (575, ныне Керчь) и ряд окрестных более мелких поселений; в 5 веке появился Херсонес (около Севастополя), позднее подчинивший себе две небольших колонии на западном берегу  — Каркинитиду (около Евпатории) и «Прекрасную Гавань» (сел. Ак-Мечеть). Попытки греков завоевать горный Крым никогда не увенчивались полным успехом. Жившие в родовом строе горные племена, которых греки называли таврами и тавро-скифами, оказывали упорное сопротивление. Политическое и экономическое влияние греческих колоний на степной Крым особенно сильно чувствовалось в 4—2 веках до хр. эры. Хлебная торговля была основным жизненным нервом греческих городов; какраз в этот период западная часть крымских степей засевалась хлебом и была в прямой зависимости от Херсонеса. С 1 в. до 3 в. хр. эры Юж. побережье К. входило в состав Римской империи; стоянкой римского флота служил Херсонес; с наступлением великого кризиса империи римский гарнизон сохранился только в этом городе.

Уже со 2 в. хр. э. К. делается ареной последовательных нашествий новых народов. Во 2 в. К., включая некоторые приморские города, захватывают пришедшие с далекого северозапада готы, которые из черноморских гаваней совершают разбойничьи набеги не только по Черному, но даже по Эгейскому морям. В конце 4 в. К. подвергся опустошениям гуннов, вызвавшим новые перемещения населения.

Часть сарматов, в данную эпоху обычно назы 306

вавшихся аланами, спасаясь из степей от гуннов, нашла приют в горах и у моря, заняв незадолго перед тем возникший в 3 веке город Сугдею (Судак) и Феодосию, получившую теперь название Ардавды. В Крымских горах осталась и часть ост-готов. Смешавшись здесь с прежним горским населением, готы все же сохраняли свой облик до 16 в. Они образовали небольшое феодальное государство, бывшее с 6 века в вассальной зависимости от восточно-римских или византийских императоров.

С этого времени и до появления татар в 13 веке степь неоднократно получает перевес над побережьем. Вслед за гуннами через степной Крым проходят новые кочевники. В 7—8 вв. степной Крым составляет часть Хазарского государства; временами хазары овладевали восточно-крымским приморьем и даже Херсонесом. В половине 11 века в степном Крыму начинается господство половцев, к-рые прочно овладевают восточной частью крымского побережья с самой крупной гаванью этого побережья — Сугдеей. К. приморский после колебаний и перерывов в 4—5 вв. вновь оказывается в 6 в. под властью Византийской империи и в общем остается под этой властью до 13 в.

Главными опорными пунктами Византии были Херсонес, Керчь и Сугдея. Их укрепления были возобновлены при Юстиниане (527—565) и, кроме того, были исправлены или выстроены вновь мелкие укрепления на Южном бёрегу  — Харакс (близ мыса Ай-Тодор), Горзувиты (Гурзуф) и Алустон (Алушта) — для наблюдения за горным Крымом. Херсонес и Сугдея были исходными пунктами торговых путей на север. В 9 в. морские берега К. страдали от набегов варягов, к-рые разграбили Сугдею. В 10 в. варяго-русские князья захватили на Керченском проливе Тмутаракань, лежавшую против Керчи. В 980  — х гг. русский князь Владимир совершил поход на Херсонес (Корсунь).

В 1204 Константинополь был взят крестоносцами при поддержке венецианцев, к-рые с этой поры сделались хозяевами на Черном м. и, в частности, в Крыму; центром их торговой деятельности стала Сугдея. Их соперники, генуэзцы, оказав помощь грекам в деле обратного завоевывания Константинополя (1261) и получив за это обширные права и привилегии по торговле на Черном м., стали теснить венецианцев. Они основались в давно заглохшей Феодосии, к-рая, под именем Кафы, превратилась в 13—15 вв. в крупнейшую торговую гавань К. В 14 веке генуэзцы овладели Сугдеей и окончательно вытеснили венецианцев из Черного моря. Постепенно приморский и горный К. превратился в настоящую генуэзскую колонию, носившую у них название Газарии.

Кроме Кафы и Сугдеи, генуэзцы создали опорный пункт и в зап. К. — в Чембало (нынешняя Балаклава). Расцвету торговли в венецианско-генуэзскую эпоху сильно способствовали армяне, переселившиеся в К. в связи с гибелью средневекового армянского государства. Взятие Константинополя турками отрезало крымские владения от Генуи. В 1475 после долгой осады пала Кафа; весь приморский К. перешел под власть Турции, и турки вошли в прямой контакт с татарами, утвердившимися в степном Крыму еще с 13 века. — Татары заняли степной Крым в 1239, 'одновременно с походами Батыя на южно-русские области, и подчинили себе остатки живших там