Перейти к содержанию

Страница:БСЭ-1 Том 35. Крестьянская газета - Ларсон (1937).pdf/272

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница не была вычитана

в Крым и в мало-азиатские города требовали значительного оборотного капитала. Торговля в Москве дорогими привозными товарами, удовлетворявшими потребность к роскоши со стороны феодальной аристократии, должна была приносить большой доход. Поэтому «сурожане» являлись группой крупного К. Второе название купцов  — «суконники»  — произошло от названия ценного товара — сукна — и тоже было связано с заграничной торговлей. Лучшие шерстяные ткани поступали из Фландрии, а позже  — из Англии. В начале 16 века появилось название купцов  — «смольняне», — указывавшее на связь их со Смоленском. Последний был завоеван в 1514 и стал значительным центром в западноевропейских торговых связях Москвы.

Богатства московских купцов конца 14 века вызывали удивление у древнего летописца.

Рассказывая о разграблении Москвы Тохтамышем в 1382, летописец замечал, что в город собрались «сурожане», «суконники» и купцы', к-рые наполнили храмы богатством разных товаров. Владея большими денежными средствами, высший слой К. пользовался значительным социальным и политическим влиянием. Не только частные землевладельцы, но и удельные князья находились в большой задолженности у К., что устанавливается духовными грамотами (завещаниями) конца 15 и первой половины 16 вв. Весьма вероятно, что уже в 14 в. купцы исполняли и некоторые финансовые поручения своего князя. Но «служба» «гостей» и крупных купцов не ограничивалась только этой стороной их деятельности. Наряду с феодальными землевладельцами купцы участвовали в несении военной службы и, вероятно, выводили в поле собственные вооруженные отряды. Следует отметить и дипломатическую деятельность «гостей». Купцы, ездившие с товаром по соседним государствам, были естественными дипломатическими агентами, хорошо знакомыми с политическим положением в этих странах.

Дмитрий Донской, отправляясь в 1380 в поход против Мамая, захватил с собой 10 «гостейсурожан», к-рые как свидетели боевых столкновений могли распространить о них весть «в дальних землях» и в то же время могли явиться посредниками в переговорах с татарами.

Московское крупное К., как и новгородское, владело населенными землями. Повидимому, московское К. до 16 в. не имело такой определенной организации, какую мы наблюдаем в устройстве новгородского К. Некоторые элементы корпоративного объединения ’можно видеть в существовании патрональных храмов.

Так, в Москве патрональным храмом для «гостей» была церковь Иоанна Златоуста, о к-рой летописец говорит: «бе же та церковь изначала гостей московских строение». — В 16 в. исчезли последние самостоятельные мелкие княжества, место к-рых заняло централизованное феодальное Московское государство с самодержавной царской властью, опиравшейся в борьбе с крупными феодальными землевладельцами на служилое дворянство и торгово-ремесленное население городов. В экономике страны произошли существенные изменения, выражавшиеся в росте элементов общественного разделения труда и в развитии товарно-денежного обращения. При этом экономической базой оставалось натуральное феодальное хозяйство, частично затронутое рыночными отношениями. — Уничтожение феодального дробления имело большое значение для развития торговли и купеческогокапитала. Если в предыдущий период внутренний обмен был совершенно незначительным, то с 16 в. на обширной территории Московского государства начинает слагаться та система экономических связей между областями и городами, к-рая привела в следующем столетии к образованию взамен изолированных торжков общего «всероссийского рынка». Вместес развитием городского населения возрастал внутренний спрос на сельско-хозяйственные продукты, а также на произведения домашней крестьянской промышленности и городского ремесла, к-рое постепенно отделялось от сельского хозяйства и становилось товаропроизводящим.

Со второй половины 16 в. Московское государство вошло в систему европейских торговых отношений. В 1553 один из кораблей англ. экспедиции, пытавшийся пробраться на В. вдоль северных берегов Европы и Азии, был занесен в бухту Сев. Двины. Этим было положено начало новой морской дороги, к-рая со второй половины 16 в. и до начала 18 в. (до основания Петербурга) стала основной торговой магистралью,, связывавшей Московское государство с Зап. Европой. Недалеко от устья Сев. Двины возник Архангельский город с ежегодной ярмаркой, на к-рую в большом числе съезжались английские и голландские купцы. Вследствие этого Московское государство стало крупным рынком сбыта для товаров западно-европейского производства, в то же время поставляя в больших количествах на вывоз сырье и полуфабрикаты. Для внешней торговли огромное значение имело завоевание и эксплоатация Сибири с ее пушными богатствами. После захвата Казани и Астрахани был открыт путь в Иран и Среднюю Азию. Уже в 1557 в Астрахани появились торговые люди из Ургенча (Хивинского ханства) и Закавказья, а в 1559 в Москву прибыли с торговой целью посольства из средне-азиатских ханств. На московских рынках восточный шелк встречался с произведениями английских и голландских мануфактур. Внешняя торговля еще больше способствовала развитию внутреннего рынка.

В Московском централизованном государстве 16—17 вв. с реорганизованной армией и сложившейся административной и финансовой системой изменилось и положение высшего слоя купечества. От него, прежде всего, отпали военные функции (за исключением личного участия в обороне своего города). С другой стороны, сложная система прямых и косвенных налогов, в основном сложившаяся во второй половине 16 в., а также развитие «царской» (государственной) торговли вызвали широкое привлечение торгово-ремесленного посадного населения к отбыванию различного рода хозяйственных «служб». Вместе с тем, высший слой К. впервые получил определенную организацию в виде трех привилегированных купеческих корпораций: «гостей», гостиной и суконной сотен. Точное время их возникновения не может быть установлено. В приговорной грамоте Земского собора 1566 отдельно, упоминаются «гости», купцы и смольняне. Весьма возможно, что уже в этом документе термин «гости» был употреблен не в смысле общего названия высшего слоя К., а в качестве особого звания, связанного с определенными привилегиями.

Повидимому, именно к таким «гостям» относится плата за бесчестье, установленная в царском судебнике 1550: «а гостем большим бес-