Перейти к содержанию

Страница:БСЭ-1 Том 36. Ларте - Лилло (1938).pdf/288

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница была вычитана

бургском тракте, на Васильевском острове, на Выборгской и Петербургской сторонах. Была создана довольно солидная библиотека. Программа благоевской группы смесь научного социализма с лассальянством и лавризмом. Последовавший вскоре разгром группы не дал ей возможности широко развернуть пропаганду среди петербургских рабочих и оборвал начатое ею издание нелегального органа «Рабочий». Большую роль в среде петербургских рабочих сыграла возникшая в 1886 с.-д. группа П. Л. Точисского (см.) (Товарищество санкт-петербургских мастеровых), который завязал связи с рабочими многих заводов фабрик Петербурга. Резко выступая против террора, изолируя рабочую часть от интеллигентской (так как интеллигентов Точисский считал ненадежными попутчиками), он подготовил те кадры передовых рабочих социал-демократов, к-рые в 1889, под руководством с.-д. группы М. Бруснева, Л. Красина и др., создали целую сеть рабочих кружков в разных районах Петербурга. В созданных группой пропагандистских кружках работали такие пролетарии-революционеры, как В. А. Шелгунов и И. В. Бабушкин. Под руководством брусневцев рабочие устроили демонстрацию на похоронах Н. В. Шелгунова и в 1891 организовали первое празднование 1 Мая в России, во время к-рого 4 рабочими были произнесены речи. В 1892 была устроена вторая, менее удачная маевка. После ареста в 1890-92 многих руководителей с.-д. и членов центрального кружка снова усиливается влияние народовольцев. Но разгром брусневцев не приостановил деятельной организации марксистских социал-демократич. кружков. Так, в 1892-93 в Петербурге существовали следующие марксистские группы: группа в Технологич. ин-те (названная группой «стариков»); в нее входили С. И. Радченко, Н. И. Радченко, Г. М. Кржижановский, В. И. Старков, П. К. Запорожец, 3. П. Невзорова, Н. К. Крупская и др.; т. н. Петербургская группа освобождения (названная так в знак солидарности с группой Освобождения труда), куда входили О. Ю. Мартов, Д. В. Страндеп и др., группа студентов-медиков, во главе к-рых находился К. М. Тахтарев, группа молодых «желторотых», во главе к-рых стоял Н. В. Чернышев.

Дискуссии, устроенные в 1893 и начале 1894 организованными в кружки рабочими Петербурга, показали, что самая многочисленная и передовая часть петербургских рабочих идет за социал-демократами. Начало подлинно революционной социал-демократич. организации связано с приездом Ленина в Петербург в сентябре 1893. Ленин включается в петербургскую с.-д. группу «стариков» и становится вождем этой группы. Он руководит рабочими кружками за Невской заставой, при помощи передовых рабочих с.-д. (В. Шелгунов, И. Бабушкин и др.) создает Петербургский союз борьбы за освобождение рабочего класса, этот «зачаток революционной партии пролетариата». В своих работах «Что такое „друзья народа“...», «Экономическое обоснование народничества и др. Ленин дает теоретич. обоснование задачам революционной с.-д-тии и с огромным упорством и блеском развертывает борьбу за революционный марксизм, за гегемонию пролетариата в предстоящей революции, за создание социал-демократич. партии рабочего класса в России. Под руководством Ленина Союз борьбы за освобождение рабочего класса переходит от кружковой пропаганды и массовой агитации в связи с текущими экономич. нуждами рабочих и становится во главе массового рабочего движения (к-рос разрастается в Петербурге с конца 1894), руководит им. Так, после двух десятилетий трудной и острой борьбы с народничеством в 90-х годах встретились два глубокие общественные движения в России: одно стихийное, народное движение в рабочем классе, другое ― движение общественной мысли к теории Маркса и Энгельса, к учению соц.-де- мократии» (Ленин, Соч., т. II, стр. 537). Из стачек 1894 особенно значительными были стачки рабочих Путиловского завода, табачных фабрик Лаферма и др.

Высшей точкой движения петербургского пролетариата половины 90-х гг. явилась стачка ткачей и прядильщиков, вызванная отказом фабрикантов оплатить те дни, когда происходила коронация Николая II. Рабочие требовали, чтобы этот «прогул», вызванный не по их вине, был оплачен. Бастовало в мае 1896 до 35 тыс. рабочих. Стачка тянулась более месяца, проходила дружно, спокойно, несмотря на неоднократные попытки полиции спровоцировать рабочих на эксцессы. Стачка, вызванная чрезвычайно своеобразным поводом, привлекала внимание иностранной печати. Конгресс 2-го Интернационала специальным обращением отметил историческое значение этой стачки питерских рабочих. В прокламации, посвященной итогам рабочего движения 1896, Петербургский союз борьбы писал: «Мы с гордостью можем сказать, что нам его стыдиться нечего. Этим годом начинается новая пора в жизни русского рабочего класса. Этот год борьбы есть первый блеснувший луч после долгих мрачных лет каторжного труда и скотской рабской жизни. Целый ряд почти непрерывных волнений и стачек, особенно же две огромные стачки ткачей и прядильщиков, следовавшие одна за другой, распространили славу о петербургских рабочих далеко за пределами России». Первые выступления рабочих создали массовое рабочее движение, связанное и идейно и организационно с социал-демократией» (Ленин, Сочинения, т. XVII, стр. 391).

После ареста руководителей союза (Ленин, Кржижановский и др.) в ночь с 8/XII на 9/XII 1895 руководство союзом переходит в руки «молодых». Осенью 1897 в Петербурге создается газета «Рабочая мысль» ― орган экономистов, и последние овладевают Петербургским союзом борьбы. Экономисты старались ограничить задачи и размах рабочего движения экономич. борьбой и отвести его от самостоятельной революционной политической борьбы. Ленин, еще находясь в ссылке, развертывает борьбу против экономизма, этой русской разновидности международного оппортунизма, предшественника и родоначальника меньшевизма. Возвращаясь к анализу позиции Союза борьбы в вопросе о задачах рабочего движения 90-х годов, В. И. Ленин в своей работе «Что делать?» писал: «Первые социал-демократы этого периода, усердно занимаясь экономической агитацией... ... ― не только не считали ее единственной своей задачей, а напротив с самого начала выдвигали и самые широкие исторические задачи русской социал-демократии вообще и задачу ниспровержения самодержа-