Перейти к содержанию

Страница:БСЭ-1 Том 39. Мерави - Момоты (1938).pdf/17

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница не была вычитана

меркантилистской политикой были насаждены в России горные и металлургические заводы, оружейные, парусные, полотняные, суконные, писчебумажные, стекольные, кожевенные, шелковые, зеркальные, обойные, фарфоровые и др. мануфактуры. Кроме прямого устройства заводов и выдач мануфактуристам пособий из казны, правительство в России в течение всего 18 века и начала 19 века осуществляло политику протекционизма путем создания промышленно-торговых монополий в ряде отраслей производства, оградительного таможенного тарифа, государственных заказов, обеспечения рабочей силой. Таким образом, во всех странах меркантилизм подготовил предпосылки для развития крупной промышленности, для торжества капиталистического способа производства.

М. как система теоретических взглядов появился в начале 17 в., когда старая политика денежного баланса оказалась в противоречии с растущими возможностями, развертывания внешней торговли. Основной задачей первых писателей-меркантилистов было доказать, что интересы торговой буржуазии не противоречат интересам королевской власти, что широкое развитие внешней торговли может дать тот же результат, как и запрещение вывоза денег. Первое значительное меркантилистское произведение вышло в 1581 под названием «Критическое изложение некоторых жалоб наших соотечественников». Автор его (Вильям Стаффорд или Джон Гельс) незначительной степени еще стоял на монетарной точке зрения. Начало 17 века уже знаменует собой открытую борьбу меркантилистов против монетаристов. В Италии Антонио Серра (1613) выступает против Сантиса, в Англии Миссельден против Меляйнса и т. д. В дальнейшем Л. Робертс, Рейнель, С. Фортрей, Давенант, Чайльд и особенно Томас Мен доводят идеи М. до своего зенита. В России защитниками М. выступали Ордын-Нащокин (автор торгового устава 1667), Юрий Крижанич и Иван Посошков («Книга о скудости и богатстве», 1724).

Наибольшей полноты теория М. достигла в сочинениях английских авторов, в частности в «евангелии меркантилистов»  — сочинении Томаса Мена (см.) «Богатство Англии во внешней торговле или баланс нашей внешней торговли, как регулятор нашего богатства» (1664). Основная идея меркантилистов состояла в отождествлении денег с богатством и представлении, что богатство создается только или преимущественно внешней торговлей. Меркантилисты, будучи идеологами торговой буржуазии, сосредоточивали свое внимание на сфере обращения, рассматривая производство как подчиненный и частный момент обращения.

Прибыль для них являлась просто излишком денег, возникающим в процессе самого обращения как «прибыль от отчуждения» («profit upon alienation»), как исключительно торговая прибыль. Поэтому только внешняя торговля (как экспортная, так и посредническая) могла рассматриваться ими как постоянный и основной источник обогащения торговой нации; внутренняя торговля, напротив, могла приводить только к перераспределению имуществ. «Согласно меркантильной системе прибавочная стоимость только относительна: что выигрывает один, то теряет другой; profit upon alienation, oscillation или vibration of the balance of wealth between different par 24

ties. Следовательно для капитала, взятого во всей его совокупности, внутри данной страны не создается никакой прибавочной стоимости.

Она может возникать только в сношениях одной нации с другими. При этом излишек, который одна нация реализует для себя из сношений с другими, выражается в деньгах (торговый баланс), потому что именно деньги представляют непосредственную и самостоятельную форму меновой стоимости» (Маркс, Теории прибавочной стоимости, т. I, 4 изд., 1936, стр. 38). Маркс приходит к выводу, что «меркантильная система в самом деле отрицает создание абсолютной прибавочной стоимости» (Маркс, там же). Правда, в своих заботах об увеличении количества экспортируемых товаров и снижении их цен меркантилисты уделяли не мало внимания вопросам рационализации производства и подчас вплотную приближались к нащупыванию подлинного источника абсолютной прибавочной стоимости. У ряда меркантилистов встречается утверждение, что заработок рабочего не должен превышать необходимого минимума средств существования.

Но это утверждение носило характер только практической рекомендации и к тому же относилось исключительно к промышленности, работающей на вывоз. В этом же смысле меркантилисты утверждали, что труд есть главный источник богатства, требовали борьбы с пауперизмом и придавали очень большое значение мерам, направленным к росту производительного населения. Этим меркантильная система «перенесла источник богатства из предмета в субъективную деятельность, в коммерческий и мануфактурный труд, хотя сама эта деятельность все еще понимается в ограниченной форме, а именно как производящая деньги» (Маркс, Введение к «К критике политической экономии», в книге: Маркс и Энгельс, Сочинения, т. XII, ч. 1, стр. 194).

Однако ошибки и ограниченность взглядов меркантилистов отражали современный им уровень экономического развития. «Первая теоретическая разработка современного способа производства, — говорит Маркс, — меркантильная система — необходимо исходила из поверхностных явлений процесса обращения в том виде, как они обособились в движении торгового капитала, и потому она касалась только поверхности явлений. Отчасти потому, что торговый капитал есть первая свободная форма существования капитала вообще. Отчасти вследствие того преобладающего влияния, какое он оказывал в первый период переворота в феодальном производстве, в период возникновения современного производства. Действительная наука современной экономии начинается лишь с того времени, когда теоретическое исследование переходит от процесса обращения к процессу производства» (Маркс, Капитал, т. III, 8 изд., 1936, стр. 302).

По мере укрепления позиций промышленного капитала развивается реакция против меркантильной системы. Экономисты так наз. периода разложения М. критикуют и преодолевают его односторонность и кладут начало буржуазной классической политической экономии. Уже Вильям Петти разграничивает политику от экономики и требует подчинения политики государства экономической необходимости. Николай Барбон, Дадлей Норс, Давид Юм и др. выступают против меркантилистской политики и защищают идеи свободной торговли.