Страница:БСЭ-1 Том 40. Монада - Нага (1938)-1.pdf/68

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница не была вычитана

изготовления глянцевитых шелковых тканей (1692) с капиталом в 60.000 ф. ст. и т. д. Расширение торговли и развитие крупных мануфактур ускорили процесс концентрации кредитного дела. В 1694 учреждается компания Английского банка, объединившая 1.267 акционеров с капиталом в 1.200.000 ф. ст., в 1695 Гью Чемберлен организует Земельный банк с капиталом в 100.000 ф. ст., в 1719 возникает Лондонское страховое об-во с капиталом в 98. 1983/4 ф. ст. Таким же образом развиваются монополии в Голландии и во Франции. Все эти монополии, возникшие в ранний период капиталистич. производства, были в руках буржуазии мощными рычагами первоначального накопления капитала, «средством фабриковать фабрикантов, экспроприировать независимых рабочих, капитализировать национальные средства производства и существования, насильственно сокращать переход от старого способа производства к современному» (М арке, Капитал, т. I, 8 изд., 1936, стр. 650). Однако, расчистив почву для капиталистического производства, М. к. в 18—19 вв. приходят в упадок.

Торжество крупной машинной пром-сти и быстрый скачкообразный рост индивидуальных капиталов промышленной буржуазии делают их излишними; под ударами свободной конкуренции они разлагаются, не играя существенной роли в экономике капитализма вплоть до последней четверти 19 века. Всестороннее развитие свободной конкуренции, особенно после буржуазных революций в Европе, ускоряя процесс концентрации производства, создает условия для развития монополий. В последней четверти 19 и в начале 20 вв. концентрация достигает гигантских размеров. Удельный вес крупных заведений (с числом рабочих и служащих более 50) в Германии в 1882 был всего 0. 3%, но в них уже тогда концентрировалось 22% всех занятых рабочих и служащих.

В США доля предприятий с производством свыше 1 млн. долл, в год в 1904 составляла 0, 9 %, но в них было занято 25, 6 % всех рабочих, и ими производилось 38% валовой продукции всей обрабатывающей промышленности. Во Франции в 1906 было 207 заведений-гигантов, составлявших всего 0, 008%, но в них было сконцентрировано 0, 5 млн. рабочих (8, 1%).

«Отсюда ясно, что концентрация, на известной ступени ее развития, сама собою подводит, можно сказать, вплотную к монополии. Ибо нескольким десяткам гигантских предприятий легко притти к соглашению между собою, а с другой стороны затруднение конкуренции, тенденция к монополии порождается именно крупным размером предприятий» (Ленин, Соч., т. XIX, стр. 82). Соответственно росту концентрации производства увеличивается как количество М. к., так и их удельный вес. В Германии в 1865 было всего 4 картеля, в 1887—70, в 1895—250, а за 1905—30 количество их увеличилось с 385 до 2.100. Удельный вес корпораций США за период с 1904 по 1929 увеличился: по числу заведений с 23, 6% до 48, 3%, по числу рабочих с 70, 6% до 89, 9%, по валовой продукции с 73, 7% до 92, 2%.

Аналогичные процессы роста монополий происходят во Франции, Англии, Японии и прочих странах. Анализируя экономическое развитие капиталистич. стран в последней четверти 19 и начале 20 вв., Ленин пишет: «Итак, вот основные итоги истории монополий: 1) 1860  — ые и 1870  — ые годы — высшая предельная ступеньразвития свободной конкуренции. Монополии лишь едва заметные зародыши. 2) После кризиса 1873 г. широкая полоса развития картелей, но они еще исключение. Они еще не прочны.

Они еще преходящее явление. 3) Подъем конца 19 века и кризис 1900—1903 гг.: картели становятся одной из основ всей хозяйственной жизни. Капитализм превратился в империализм» (Ленин, там же, стр. 86).

Современные М. к. принимают разнообразнейшие формы, начиная от простого нефиксированного договора (джентльменское соглашение) и кончая организациями с полным обезличением функционирующего капитала (трест). Простейшие объединения: корнер, ринг (см.), шванц и пр., основаны на кратковременных неустойчивых соглашениях преимущественно в сфере обращения для устранения взаимной конкуренции между участниками их и для установления общих цен при закупке и продаже, гл. обр., различного рода сырья и сельско-хозяйственных продуктов. По сравнению с ними картелъ и синдикат (см.) образуют более развитую форму капиталистич. монополии; в первом случае крупные промышленники и торговцы путем договора (charta) распределяют между собой рынки или устанавливают единые монопольные цены; во втором — обобществляют самую куплю и продажу, организуя и проводя ее через общую контору или бюро и ликвидируя, коммерческую самостоятельность объединяемых предприятий. Развитие синдикатов приводит к трестированию предприятий. В тресте (см.) отдельные предприятия полностью обезличиваются и теряют свою самостоятельность, функционирующий капитал обобществляется на принципах акционерного общества, владельцы отдельных предприятий превращаются в простых акционеров, владельцев капитала как собственности. Из сочетания этих форм возникают сложные образования: напр., тресты могут вступать в картельные или синдикатские соглашения с другими трестами и предприятиями или путем скупки акций подчинять и контролировать другие тресты; таким путем возникают различные «контрольные общества» и концерны (см.).

Рост М. к. означает гигантский прогресс обобществления производства. Обезличение предприятий, подвижность акционерного капитала и подчинение одних монополий другими приводит к образованию гигантских комбинир ованных предприятий, охватывающих все звенья производственного процесса — от добычи сырья до выработки готовых изделий (см. Крупп, Морган), Каких-нибудь 5—6 гигантов монополизируют почти все производства той или иной отрасли. Удельный вес отдельных М. к. достигает 80—100% в производстве соответствующих отраслей. Таково положение в производстве алюминия, синтетического азота и химических продуктов, спирта, мыла, маргарина, резиновых шин в Англии; алюминия, синтетических красителей, минеральных кислот, маргарина в Германии; алюминия, взрывчатых веществ и радиоаппаратуры в США.

Рост М. к. в производстве неизбежно вызывает образование банковских монополий, благодаря чему «банки перерастают из скромной роли посредников в всесильных монополистов» (Ленин, Соч., т. XIX, стр. 93). Монополистический банковский капитал сращивается через систему участия и персональной унии с монополистическим промышленным капиталом, воз-