Перейти к содержанию

Страница:БСЭ-1 Том 41. Наган - Нидерландское искусство (1939).pdf/177

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница не была вычитана

на Генуэзской международной экономической конференции, на к-рую были приглашены Советские республики, империалистич. правительства потребовали вернуть иностранным капиталистам предприятия, национализированные Великой Октябрьской социалистической революцией. Советское государство отвергло эти и подобные требования. Злейшие враги народа — Троцкий, Бухарин и др. — добивались разрешения советским промышленным предприятиям и трестам закладывать государственное имущество, в том числе и основные фонды, частным капиталистам для получения кредита, стремились ликвидировать монополию внешней торговли. Эта капитулянтская позиция, означавшая денационализацию крупных предприятий и внешней торговли, была решительно отвергнута нашей партией и Сов. правительством. — Национализация сыграла крупнейшую роль в деле ликвидации капиталистич. системы хозяйства, уничтожения эксплоатации человека человеком и отмены частной собственности на орудия и средства производства, в деле построения в СССР социалистич. системы хозяйства и подъема социалистич. производительных сил. Н. земли (367, 2 млн. га сельскохозяйственной земли), недр, лесов, вод, превращение их во всенародное достояние (государственную собственность) — все это обеспечило прочную экономическую базу диктатуры рабочего класса и облегчило создание условий для перехода основных масс трудящегося крестьянства к коллективизации, для ликвидации кулачества как класса на базе сплошной коллективизации.

До 1929 Советская власть проводила политику ограничения кулачества. «В конце 1929 года, в связи с ростом колхозов и совхозов, Советская власть сделала крутой поворот от такой политики. Она перешла к политике ликвидации, к политике уничтожения кулачества как класса. Она отменила законы об аренде земли и найме труда, лишив, таким образом, кулачество и земли и наемных работников.

Она сняла запрет с раскулачивания. Она разрешила крестьянам конфисковать у кулачества скот, машины и другой инвентарь в пользу колхозов. Кулачество было экспроприировано.

Оно было экспроприировано так же, как в 1918 году были экспроприированы капиталисты в области промышленности, с той, однако, разницей, что средства производства кулачества перешли на этот раз не в руки государства, а в руки объединенных крестьян, в руки колхозов.

Это был глубочайший революционный переворот, скачок из старого качественного состояния общества в новое качественное состояние, равнозначный по своим последствиям революционному перевороту в октябре 1917 года.

Своеобразие этой революции состояло в том, что она была произведена сверху, по инициативе государственной власти, при прямой поддержке снизу со стороны миллионных масс крестьян, боровшихся против кулацкой кабалы, за свободную колхозную жизнь.

Она, эта революция, одним ударом разрешила три коренных вопроса социалистического строительства: а) Она ликвидировала самый многочисленный эксплуататорский класс в нашей стране, класс кулаков, оплот реставрации капитализма; б) Она перевела с пути единоличного хозяйства, рождающего капитализм, на путь общественного, колхозного, со 344

циалистического хозяйства самый многочисленный трудящийся класс в нашей стране, класс крестьян; в) Она дала Советской власти социалистическую базу в самой обширной и жизненно необходимой, но и в самой отсталой области народного хозяйства  — в сельском хозяйстве.

Тем самым были уничтожены внутри страны последние источники реставрации капитализма и вместе с тем были созданы новые, решающие условия, необходимые для построения социалистического народного хозяйства» [История ВКП(б). Под редакцией Комиссии ЦК ВКП(б), 1938, стр. 291—292].

НАЦИОНАЛИЗАЦИЯ БАНКОВ В СССР, отчуждение пролетарским государством всех капиталов и ценностей, принадлежавших частным банкам, и сосредоточение в руках государства банковского дела. Н. б. осуществлена в СССР в результате победы Великой Октябрьской социалистич. революции. Маркс указывал, что кредитная система в условиях победы пролетарской диктатуры является мощным рычагом преобразования капиталистич. общества в коммунистическое. Поэтому в качестве одной из главных задач пролетариата при захвате власти Маркс и Энгельс считали централизацию «кредита в руках государства посредством национального банка с государственным капиталом и исключительной монополией» (Маркс и Энгельс, Манифест Коммунистической партии, 1937, стр. 42). Разрабатывая задачи и пути социалистич. революции, развертывая программу экономических мероприятий, необходимых для упрочения пролетарской диктатуры, В. И. Ленин как одну из главнейших задач выдвинул Н. б., превращение банков из центров экономического и политич. господства эксплоататоров в орудие пролетарского государства, в орудие социалистич. строительства.

В Апрельских тезисах 1917 В. И. Ленин требовал: «Слияние немедленное всех банков страны в один общенациональный банк и введение контроля над ним со стороны С. Р. Д.» (Ленин, Соч., т. XX, стр. 89).

VI предоктябрьский съезд коммунистической партии под руководством т. Сталина, нацеливший партию на вооруженное восстание, в резолюции по докладу т. Сталина в числе других революционных мероприятий по упрочению пролетарской диктатуры выдвинул требование национализации и централизации банковского дела. Поэтому одним из первых мероприятий победившего пролетариата в Октябре 1917 была Н. б., наносившая удар по экономической мощи буржуазии. С Н. б. созданные капитализмом в лице банков аппараты учета были поставлены на службу социализма. «Капитализм создал аппараты учета вроде банков, синдикатов, почты, потребительных обществ, союзов служащих. Без крупных банков социализм был бы неосуществим. Крупные банки есть тот „государственный аппарат46, который нам нужен для осуществления социализма» (Ленин, Сочинения, т. XXI, стр. 260). По приказу Военно-революционного комитета от 20/XI 1917 Государственный банк, являвшийся эмиссионным учреждением царской России, был объявлен собственностью Советского государства.

Национализация частных капиталистич. банков была осуществлена законом от 27 (14)/ХП 1917, по к-рому «Банковое дело объявляется