Перейти к содержанию

Страница:БСЭ-1 Том 41. Наган - Нидерландское искусство (1939).pdf/96

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница не была вычитана

в частности и возможно больше — общим и основным положениям старого русского социализма» (Ленин, там же). В статье «От какого наследства мы отказываемся?» Ленин указывал, что русские марксисты («русские ученики») «употребляют слова „народник46 и „народничество46 в широком смысле. Что между народниками есть не мало различных оттенков, этого никто не забывал и не отрицал». Но «Для „ученика44 важно вовсе не то, чтобы показать, напр., негодность воззрений, отличающих какого-нибудь г. Юзова от других народников: для него важно опровергнуть воззрения, общие и г. Юзову и г. Михайловскому и всемнародникам вообще» (Ленин, Соч., т. II, стр. 333 и 334). «В борьбе против народников Ленин считал допустимым временное соглашение с „легальными марксистами44, чтобы использовать их против народников, например, совместный выпуск печатного сборника против народников. Но в то же время Ленин со всей резкостью критиковал „легальных марксистов46, разоблачая их либерально-буржуазное нутро.

Многие из этих „попутчиков66 стали потом кадетами (главная партия русской буржуазии), а во время гражданской войны — заядлыми белогвардейцами» [История Всесоюзной Коммунистической партии (большевиков). Краткий курс. Под ред. Комиссии ЦК ВКП(б), 1938, стр. 22]. В конце 90  — х гг. в Закавказьи левое крыло Мессаме-даси, во главе с т. Сталиным и др., отстаивая основы революционного марксизма, вело решительную борьбу против народнических направлений среди грузинской интеллигенции. «Борьба Ленина и его сторонников против народничества уже в 90  — х годах привела к окончательному идейному разгрому народничества» (там же, стр. 21—22). Некоторые «историки» идеализировали народничество и даже объявляли это насквозь враждебное марксизму течение предтечей пролетарской партии и большевизма и роль личности в истории трактовали с полуэсеровских позиций.

Делались попытки смазать различие между научным и утопическим социализмом и тем возродить старую народническую теорию о том, что крестьянство самостоятельным путем, «самотеком» придет к социализму. М. Н. Покровский, рассматривавший историю как «политику, опрокинутую в прошлое», в погоне за рискованными и чуждыми марксизму аналогиями объявил Чернышевского (см.) за программу «Великорусса» меньшевиком, Желябова, автора бланкистского воззвания «Молодая Россия», и анархистов-нечаевцев — большевиками, Ткачева, народнические и бланкистские взгляды к-рого Энгельс и Маркс беспощадно высмеивали, — «первым русским марксистом» и т. д. По пути Покровского пошли и некоторые другие. Эти историки забыли, что «марксизм у нас вырос и окреп в борьбе с народничеством (народовольчество и т. п.), как злейшим врагом марксизма, и на основе разгрома его идейных положений, средств и методов политической борьбы (индивидуальный террор, исключающий организацию массовой партии)» [«О пропагандистской работе...», Постановление ЦК ВКП(б), см. газ. «Правда» от 14 июня 1935, № 162(6408)].

Полный идейный разгром Н., а затем разгром его организаций, вставших на путь контрреволюции, обеспечили победу Октябрьской Великой социалистической революции (см.)и успех строительства первого в мире социалистического государства. Попытки модернизации и идеализации прошлого, попытки связать историю возникновения большевистской партии с народовольчеством, по времени совпавшие с яростной борьбой против партии правых реставраторов капитализма, являлись антипартийными вылазками, ничего общего не имеющими с наукой истории. Не случайно, что несколько позже многие из этих «историков» были-разоблачены как злейшие враги народа.

Из теоретических источников и тактических положений Н. питались враги партии и Советской власти: право-троцкистские реставраторы капитализма (идея врастания кулацких кооперативных гнезд в социализм, затушевывание классовой борьбы и т. д.) и фашистско-националистические организации, вступившие на путь измены и предательства родины.

Презренная банда изменников и предателей родины заимствовала из арсенала Н. террористические и заговорщические средства и методы борьбы, использовала индивидуальный террор в контрреволюционных реставраторских целях. Изгнанные из рядов ВКП(б), агенты фашизма, презренные предатели родины, потеряв всякую почву под ногами, не имея никакой поддержки трудящихся масс, объединились в единую банду шпионов, диверсантов и убийц, поставив своей целью свержение Советской власти и реставрацию капитализма в СССР. В результате этого гнусного сговора в 1934 ими был убит один из лучших учеников Ленина — Сталина — С. М. Киров (см.); они подготовляли убийство вождя пролетариата и друга всех трудящихся — И. В. Сталина  — и других руководителей коммунистич. партии и Советского правительства. Жалкие эпигоны Н., именовавшиеся социалистами-революционерами, разгромленные партией Ленина  — Сталина в ходе борьбы за утверждение диктатуры пролетариата и построение социалистического общества, закончили свой бесславный путь в поганой яме контрреволюции. Н. сошло с исторической сцены.

НАРОДНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ИНСТИТУТЫ, см.

Педагогическое образование.

НАРОДНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ, см. Педагогика и очерки Н. о. в статьях Союз Советских Социалистических Республик, Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика и в других статьях о советских республиках и зарубежных странах.

«НАРОДНОЕ ПРАВО», мелкобуржуазная интеллигентская политическая партия народнического толка, возникшая в первой половине 90  — х гг. и очень скоро прекратившая свое существование. Основателями ее были М. А. Натансон, С. Н. Тютчев, А. В. Гедеоновский, О. В. Аптекман и другие народники. Стремясь к объединению всех оппозиционных сил, народоправцы стали целиком на почву чисто демократических требований, совершенно отказались от социализма и только в силу своих старых народнических навыков и традиций называли свою партию социально-революционной. К «Н. п.» примкнуло довольно значительное количество интеллигентских кружков  — в Орле, Саратове, Петербурге, Москве, Харькове, Новгороде, Перми и др. Из петербургских литераторов очень близко стоял к «Н. п.» Н. К. Михайловский со своим кружком, а также А. И. Богданович, явившийся первым партийным литератором. В Смоленске была поста-