Перейти к содержанию

Страница:БСЭ-1 Том 42. Нидерланды - Оклагома (1939)-1.pdf/176

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница не была вычитана

рике; они же выступали в качестве организаторов торгово  — разбойничьих походов, обращая военнопленных (в нек-рых случаях и личных слуг и должников) в рабов. Торговые поселки на побережьи страны, откуда организовывались походы викингов, естественно становились укрепленными центрами крупных племенных объединений — рике. В 9 в. образовалось несколько таких объединений: Ранрике, Ромерике, Рингарике, Ругаланн, Хордаланн, Халогаланн. Свободное население — холдеры, бондеры итегнар — постепенно попадало в политич. зависимость от ярлов и князьков. Однако эта зависимость в Н. не приняла того феодальносеньориального характера, к-рый к этому времени уже создавался в Дании и других странах Европы. Средневековой Н. не знакома крепостная зависимость крестьянства. Крестьяне в подавляющем большинстве оставались не только лично-свободными, но и полноправными земельными собственниками.

Борьба различных ярлов и хевдингов за преобладающее положение на побережьи Н. привела во второй половине 9 в. к образованию в наиболее развитой части Н., в Вестфолде, государства Халфдана Черного, объединившего несколько фюльке. Он сумел расширить свою власть до Сонгне. Его сын, король Гаральд Хорфагер, т. е. Прекрасноволосый (умер в 930), положивший основание династии Хорфагеров, объединил под своей властью всю страну до Тронхейма. Династия Хорфагеров боролась за собирание Н. под властью развитого Вестфолда, сопровождавшееся, с одной стороны, массовой эмиграцией старой родоплеменной знати, с другой — образованием нового господствующего слоя в лице назначаемы^ королем правителей районов (гирсаров и лендерменов), а затем, с 11 в., и христианского духовенства.

Сын Гаральда, Эрик Блудекс, т. е. Кровавая секира (930—934), убив своих братьев, укрепил центральную власть и усилил налоги. Его племянник, Хокон или Гакон Добрый (935—961), опираясь на крестьянские массы, которым он обещал восстановление демократических вольностей и облегчение налоговых тягот, прогнал Эрика Блудекса, но вскоре он вызвал против себя возмущение в народе попыткой обратить его в христианство. По примеру прежних Хорфагеров, Хокон Добрый проводил политику централизации управления, уничтожения мелких князьков и’ ярлов. Позже, при его преемниках, эта политика получила на нек-рое время поддержку со стороны христианской церкви, окончательно, после долгой борьбы, введенной в Н. в начале 11 в. королями Олафом Трюгвессоном (995—1010) и Олафом Святым Гаральдсоном (1015—1030). Последнему пришлось вести непрерывную борьбу против хевдингов, ярлов (звание ярла при Олафе Святом в результате борьбы было уничтожено в старом смысле и стало обозначением высшей придворной должности) и их датских союзников. В 1028 Олаф Святой вынужден был искать убежище у Ярослава Мудрого. Соседняя мощная Дания, поддерживая в своих интересах децентралистские стремления хевдингов и ярлов, заняла норвежскую территорию Вик, а датский король Канут Великий даже был одно время (1028—35) королем норвежским. Господство Дании было особенно тяжелым для Норвегии, и крестьянские массы, — боровшиеся раньше против Хорфагеров, призвали сына Олафа Святого, Магнуса (1035—47), выh. с. э. т. хьп.ступившего в качестве освободителя страны от иностранного ига.

При последующих королях из династии Хорфагеров Норвегия укрепляется как самостоятельное государство. Норвежские короли стали даже совершать походы в Данию. Они отобрали обратно Вик. Магнус Барфуд (1093—1103) покорил Исландию, его преемник Сигур Иерсалфар (1103—30) совершил крестовый поход на Восток. Это был период наибольшего внешнего могущества Норвегии. После смерти Сигура Иерсалфара единство страны стало распадаться. Наследственные (с начала 11 века) лендермены, придворные, ставшие при помощи королей крупными земельными собственниками, представители старой знати пытались освободиться от опеки центральной государственной власти. Их союзником стала католич. церковь, превратившаяся за сто лет в могущественный политич. иэкономич. фактор. Она воспользовалась борьбой между сыновьями Сигура Иерсалфара для укрепления своей власти. В 1152 было организовано самостоятельное Нидаросское (Тронхеймское) архиепископство, вскоре выдвинувшее теорию примата духовной власти над светской. Королевская власть стала предметом борьбы между отдельными группами знатных родов. Главе одного из них, Эрлингу Шакке, удалось с помощью церкви закрепить королевскую власть за своим сыном Магнусом (1162—84), обезопасив себя от датчан отдачей им снова провинции Вик. Северные хевдинги, опасавшиеся гегемонии Вестфолда, демократические элементы городов, страдавшие от гнета монополизировавших торговлю королевских лендерменов, отчасти крестьяне подняли восстание под руководством Сверре. Партия, к-рую возглавил Сцерре, биркебейнеры, т. е. березолапотники, представляла интересы низших дворянских слоев и свободного населения и противилась попыткам введения развитого феодального строя по примеру Дании и Англии; в кровопролитных схватках она разбила баглеров  — партию знати и церкви, отняла у датчан Вик. Ставший королем Сверре (1184—1202), построив свою власть на чисто военной организации, вернул свободному крестьянству земли, захваченные знатью, восстановил старинные народные демократические институты (тинги), издал новые законы, направленные против попыток церкви и знати монополизировать торговлю. При преемниках Сверре, его внуке Хоконе Хоконсоне (1217—63), правнуке Магнусе Хоконсоне (1263—80) и двух, сыновьях последнего, Эрике (1280—99) и Хоконе (1299—1319), королевская власть в своей борьбе против церкви и знати продолжала опираться на низшие слои дворянства, на нек-рую часть крестьянства и свободного городского населения. Магнус Хоконсон, введший общее законодательство для всей Н., между прочим упорядочил наследственность королевской власти, установив принцип назначения королем себе преемника при жизни и лишив, т. о., знать и духовенство возможности использовать в своих интересах борьбу претендентов после смерти короля. Король Хокон Магнусон упразднил должность лендерменов, успевших стать крупными землевладельцами, уничтожив, т. о., промежуточное административное звено между центральной властью и свободным крестьянством.

Однако при этих королях, преемниках Сверре, при дворе выделяется новое дворянство, экономически опирающееся не на владение земельdl