Страница:БСЭ-1 Том 42. Нидерланды - Оклагома (1939)-1.pdf/178

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница не была вычитана

Своеобразные черты социально-экономического развития Н. в Средние века и итоги этого развития к началу новой капиталистической эпохи могут быть резюмированы словами Энгельса: «в Норвегии мелкое крестьянство и мелкая, буржуазия с небольшой примесью средней буржуазии... есть нормальное состояние общества в течение многих столетий... Вследствие своей изолированности, а также вследствие природных условий страна отстала... Норвежский крестьянин никогда не был крепостным, и это дает всему развитию, — подобно тому, как в Кастилии, — совсем другой фон» (Маркс и Энгельс, Сочинения, том XVI, ч. 2, стр. 74).

Последняя четверть 18 в. была для Н. периодом экономического подъема. Войны конца 18 и начала 19 вв. предъявили большие требования на норвежскую руду, лес, рыбу, морской и торговый флот. Норвежская буржуазия все больше укреплялась как самостоятельная политич. сила. Именно она возглавила движение за национальную независимость страны, тяготившейся бюрократии, опекой Копенгагена; недовольство тяжестью налогового обложения обеспечивало ей поддержку со стороны мелких свободных крестьян — основы с. х-ва Н., — а также рыбаков. Восстание рыбачьего населения бергенского и других амтов Западной Н.

(«стрилеркриген») и последовавшие за ним отдельные волнения укрепили чувство национального самосознания норвежского крестьянства и ослабили авторитет датского владычества. Французская буржуазная революция 18 века была сильным толчком для дальнейшего развития национального освободительного движения. С другой стороны, присоединение Дании в 1806 к континентальной блокаде (см.), лишившее ее всех выгод прежнего нейтралитета, отразилось на хозяйственном положении Н. и вместе с войной Дании с Англией подточило экономику страны, оказавшейся втянутой в сложный комплекс чуждых ей политич. взаимоотношений.

Англия, заинтересованная в ослаблении Дании, поддерживала движение Н. за разрыв с ней, учитывая неизбежность хозяйственной и политич. ориентации маленькой Норвегии в будущем на Англию. В самой Н. по вопросу о дальнейшей судьбе страны наметилось два основных течения: одно стремилось к установлению унии с Данией на базе известной политической, административной и хозяйственной автономии, другое  — к полной политической самостоятельности; лишь незначительное меньшинство, преимущественно зажиточное крестьянство и помещики граничащей со Швецией Восточной Норвегии, стояло за унию со Швецией.

В 1807, после бомбардировки Копенгагена англ. флотом, впервые за многие века Н. получила нечто вроде собственного правительства в виде «временной правительственной комиссии»; были сделаны попытки организовать норвежский отдельный банк, в 1809 было создано «Общество для блага Норвегии», сыгравшее впоследствии большую роль в борьбе против Швеции, в 1811 основан университет в Христиании, ставший идеологии, центром борьбы за независимость. В конце 1812 кризис в стране обострился. Голодные годы (1808, 1809 и 1812) и государственное банкротство привели к дальнейшему росту недовольства политикой Дании и к укреплению влияния Англии. Дания,понимая, что ей не сохранить за собой Н., назначила наследного принца Христиана Фредерика регентом Н. Но судьба Норвегии решилась на полях «битвы народов» под Лейпцигом: союзники расплатились со Швецией за ее помощь против Наполеона, отдав ей Норвегию, в виде компенсации за потерю Финляндии, захваченной Россией. Шведский наследный принц Карл Иоган напал на Данию и заставил ее подписать 14/1 1814 Кильский трактат, отдававший Норвегию Швеции. Дания из старых норвежских владений удержала за собой Гренландию, Исландию и Фарерские о-ва.

Эйдсвольская конституция и уния со Швецией. Известие о Кильском трактате вызвало

взрыв возмущения в Н. В феврале 1814 на совещаниях представителей норвежской буржуазии в Тронхейме И’ Эйдсволле были выдвинуты требования созыва Учредительного собрания для объявления Н. независимой конституционной монархией и для избрания короля. Учредительное собрание, открывшее свои заседания 10/IV 1814 в Эйдсволле, состояло из 122 представителей, из них 54 от деревень, 26 от городов, 28 от армии и 4 от флота. Оно приняло конституцию Н., названную Энгельсом гораздо более демократической, «чем все, существовавшие тогда в Европе» (Энгельс, Ответ г. Паулю Эрнсту, в книге: Маркс и Энгельс, Соч., т. XVI, ч. 2, стр. 73).

По новой конституции избирательное право было предоставлено чиновникам, горожанам, владеющим домами стоимостью в 300 талеров серебром, крестьянам, имеющим недвижимую собственность и земельным арендаторам, сидящим на своем участке не менее 5 лет. Представительство было распределено таким образом, что 2/3 депутатов падало на деревни и х/3  — на города. Это давало большое преимущество буржуазии, ибо в конце 18 в. лишь 8, 8% населения Н. жило в городах. Королю предоставлялось право объявления войны и заключения мира, но обложение налогами составляло исключительное право стортинга. Провозглашалась свобода печати, свобода религии, отделение судебной власти от законодательной и исполнительной. Конституция предоставляла королю право лишь суспенсивного вето. — 17/V 1814 конституция была принята, a 19/V Учредительное собрание избрало королем Н. присягнувшего конституции Христиана Фредерика. Эйдсвольское собрание, единогласно принявшее новую конституцию, немедленно раскололось, как только крестьянские депутаты, голосовавшие’ вместе с буржуазией за независимость страны, попытались поставить вопрос об улучшении положения крестьян. Бюрократия и торговая буржуазия объединились для борьбы с радикальными экономии, требованиями крестьянства. Швеция попыталась силой навязать стране Кильский трактат, отвергнутый Эйдсвольским учредительным собранием. 17/VII 1814 шведские войска вступили в Н. Однако после нескольких стычек шведский наследный принц Карл Иоган, не желая обострять отношения с Н., имея перед собой перспективу борьбы с сильной «легитимной» оппозицией в самой Швеции, пошел на уступки. 14/VIII 1814 в Моссе была подписана конвенция Швеции с Н., согласно к-рой Швеция отказывалась от Кильского трактата 14/11814, а Н. как независимое государство должна была самостоятельно решить вопрос об отречении короля Христиана Фредерика и унии со Швецией. Созванный 11*