Перейти к содержанию

Страница:БСЭ-1 Том 43. Окладное страхование - Палиашвили (1939)-2.pdf/126

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница не была вычитана


ОХРАНА ТРУДАграммы нашей партии», стр. 517); Сталин И. В.» Речь на приеме колхозниц-ударниц свекловичных полей руководителями партии и правительства 10 ноября 1935, в книге: Ленин и Сталин, Сборник произведений к изучению истории партии, т. III, [Москва], 1936; его же, Вопросы ленинизма, 10 изд., [Москва], 1938; Бебель А., Женщина и социализм, пер. с нем., Москва — Петроград, 1923; Крупская Н. К., Женщина Страны Советов — равноправный гражданин, Москва, 1938; Цеткин К., Женщина и ее экономическое положение, Москва, 1918; 20 лет Советской власти, Статистический сборник, 2 изд., [Москва], 1938 (ЦУНХУ Госплана СССР).

/О. Менделева, ОХРАНА ТРУДА, см. Труд и Трудовое право, ОХРАНЕНИЕ ВОЙСК, наряду с разведкой

(см.), — один из основных видов боевого обеспечения войск. Задачи О. в.: а) предотвратить неожиданное нападение наземного и воздушного противника; б) не допустить разведывания группировки своих сил; в) в случае столкновения с противником обеспечить своим войскам время, необходимое для занятия положения, соответствующего обстановке. Выполнение этих задач во всех видах боевой деятельности войск возлагается на специально назначаемые охраняющие и разведывательные части. Сила, состав и удаление охраняющих частей зависят от величины охраняемых войск и обстановки; всегда нужно стремиться к строгой экономии сил. Большое влияние на организацию О. оказывает доступность местности и угроза нападения бронетанковых частей противника. О. высылается как с фронта, так и в сторону открытых флангов и тыла. В зависимости от положения и действий своих войск О. делится на сторожевое, походное и боевое.

При расположении на отдыхе выставляется сторожевое охранение в виде сторожевых отрядов (от усиленной роты до батальона с артиллерией, бронесилами и конницей), сторожевых застав (от взвода пехоты до роты с пулеметами и орудиями), полевых караулов (отделения пехоты). Сторожевое О. располагается, согласно правилам обороны, на широком фронте, примерно в 3—5 км от отдыхающих войск. Независимо от О., высланного вышестоящим соединением, части от полка и ниже организуют непосредственное О. (сторожевые заставы, полевые караулы), располагающееся вблизи войск. Относительно О. на марше — см. Походное движение войск, В наступательном бою дивизии и полка с завязкой боя задачи боевого О. выполняют передовые части — авангарды. При обороне перед оборонительной полосой в 1—3 км выставляется непосредственное боевое О. от каждого батальона первого эшелона. Во всех случаях боевой обстановки при организации О. главное внимание следует уделять противовоздушной, противохимической и противотанковой обороне войск.

Для наблюдения за воздухом и появлением бронесил противника выделяются специальные посты наблюдения, оповещения и связи, высылаемые на расстояние, обеспечивающее время для изготовления войск к отражению противника. Расположение войск прикрывается зенитной артиллерией, пулеметами и истребительной авиацией. Выделяются дежурные пехотные, артиллерийские и танковые части для быстрого отражения противника. О. усиливается специальными противотанковыми средствами (противотанковая артиллерия, мины, саперы) и химич. разведчиками.

«ОХР АН НО Е ОТД ЕЛ ЕНИЕ», «Отделение по охранению общественной безопасности и порядка», орган тайной полиции в царской России, ведавший политическим розыском. «О. о.» являлось одним из самых сильных и особенно ненавистБ. С. Э. т. ХЫП.706

ных народу орудий царизма в его борьбе с революцией. Первые «О. о.» возникли в 1881 в Петербурге, в Москве и Варшаве. По положению об усиленной охране 14/VIII 1881, охранники имели право ареста всех лиц, «подозрительных» в политич. отношении. «О. о.» были подчинены департаменту полиции и учреждались при градоначальниках или обер-полициймейстерах.

Начальниками «О. о.» обычно были жандармские офицеры; но в виде исключения на эту должность могло быть назначено и лицо не военное (напр., Зубатов). В роли «следователей» выступали также жандармские офицеры.

В распоряжении «О. о.» было большое количество «агентов наружного наблюдения», филеров, шпиков, повсюду рыскавших, как ищейки, по следам заподозренных, политически «неблагонадежных» людей. Кроме того, «О. о.» получали нужные им сведения путем систематически производившейся при почтовых учреждениях перлюстрации писем (см. Черный кабинет), Но наиболее излюбленным методом действия «О. о.» было пользование провокаторами, тем или другим путем пробиравшимися в состав революционных организаций и осуществлявшими там по заданиям «О. о.»свою гнусную работу. Провокаторы тщательно законспирировывались даже внутри «О. о.». В целях размежевания деятельности «О. о.» с жандармскими управлениями «О. о.» предлагалось направлять главное свое внимание на приобретение «внутренней агентуры» и руководство ею и расследование производить лишь по делам, решаемым в «порядке охраны», т. е. без передачи дела прокурору. «О. о.» пользовалось «внутренней агентурой» с самого начала своей деятельности, но особенное развитие эта агентура получает с 90  — х гг.

Более всего способствовал насаждению провокации как методу борьбы с революцией «знаменитый» своей изощренной системой сыска и провокации С. В. Зубатов (см.), бывший сначала помощником начальника, а в 1896—1902  — начальником московского «О. о.». Московское «О. о.» в это время заняло исключительное положение среди розыскных органов России, и деятельность его распространялась далеко за пределы Москвы и Московской губ. Сформированный при московском «О. о.» главным помощником Зубатова — Медниковым  — «летучий отряд» филеров перебрасывался по мере надобности для «работы» во все концы России и сыграл не последнюю роль при разгроме ряда революционных организаций. Зубатов очень умело отыскивал новых «сотрудников»; он завербовал ряд крупных провокаторов. В 1902, по инициативе Зубатова, сеть «О. о.» была значительно расширена. Новые «О. о.» были созданы в Киеве, Одессе, Харькове, Шадринске, Вильне, Казани, Екатеринославе, Саратове (сначала они назывались «розыскными пунктами», с 1903 переименованы в «О. о.»). Во вновь открытые отделения были отправлены жандармские офицеры, выдвинувшиеся в Москве в зубатовском «питомнике» и усвоившие его методы насаждения провокации. Начальники «О. о.» в строевом отношении причислялись к губернским жандармским управлениям, но это подчинение было лишь формальным: они зависели от департамента полиции, на месте были больше всего связаны с губернаторами (или генерал-губернаторами). После поражения революции 1905 Столыпиным было учреждено много новых районных «О. о.», и система «внутренней агентуры», систе23