Перейти к содержанию

Страница:БСЭ-1 Том 43. Окладное страхование - Палиашвили (1939)-2.pdf/177

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница не была вычитана

ской революции — активный сторонник интервенции. В 1917—20 занимал видные посты в министерстве иностранных дел при кабинетах Клемансо и Мильерана. Выпустил книгу о Талейране, Меттернихе и Шатобриане, книгу о китайском искусстве (L’art chinois, Р., 1887) и несколько произведений мемуарного характера: La Russie des tsars pendant la Grande guerre, t. I — III, P., 1921—22 (рус. пер.: Царская Россия во время мировой войны, М. — П., 1923); Un grand tournant de la politique mondiale (1904—06), P., [1934]. C 1928  — член Французской академии.

ПАЛ ЕОЛ 0Г, София (Зоя) (ум. 1503), вторая жена Ивана III (см.), племянница последнего византийского императора Константина XI. С приездом П. в Москву (в 1472) значительно изменились обстановка, обычаи и ритуалы при дворе Ивана III — появились пышность и торжественность. Древний герб Византии (двуглавый орел) был сделан гербом Московского государства. Из Западной Европы были приглашены художники и архитекторы цля сооружения новых зданий и для украшения двора и столицы. Все нововведения Ивана III, выражавшие укрепление самодержавной власти, недовольные бояре приписывали влиянию П. и были поэтому в резкой оппозиции к ней.

ПАЛЕОНТОЛОГИЯ, наука о вымерших животных и растениях, которые изучаются по их ископаемым остаткам (окаменелостям, см.) в целях восстановления истории жизни, точнее — доступного нам последнего этапа этой истории (с конца докембрийской эры), так как органические остатки древнейших осадочных образований уничтожены метаморфизацией, Уже в древности окаменелости обращали на себя внимание человека и нередко правильно толковались как остатки некогда бывших животных.

Позднее, в средние века, господствовали иные воззрения: окаменелости рассматривали как «игру природы», как результат «неудавшихся актов творения» или действия «пластической силы» и т. п.; такие толкования удерживаются до конца 18 века. В 17 и 18 веках распространено также объяснение находок окаменелостей Ноевым потопом. Даряду с этим встречается и правильное понимание (Леонардо да Винчи, Фракастро; из позднейших  — Ломоносов). Как редкости окаменелости собираются и описываются. Крупнейшая работа такого рода принадлежит Кнорру и Валыпу (1755—75); в ней приведена вся литература об окаменелостях с древнейших времен. В конце 18 в. утверждается правильное понимание и уже имеются указания на отличия ископаемых животных от современных. Впервые это научно доказал Ичовъе (см.), справедливо считающийся основателем П. Наименование особой дисциплины П. было установлено в 1834 уже после смерти Кювье проф. Московского ун-та Фишером фон Вальдгеймом.

Ж. Кювье приложил установленные им на современных животных закономерности к изучению ископаемых позвоночных и, так. обр., заложил фактическую основу науки П. Тем не менее, он не создал истории животного мира: учение о неизменяемости видов, ревностным защитником к-рого он был, и представление об организме как о замкнутой системе раз навсегда связанных между собой органов исключали возможность понимания природы как изменяющейся, как процесса. Кювье установил несколько последовательных фаун,живших на земле в течение ее истории, но эти фауны, по его представлению, не были генетически связаны как между собой (теория катастроф), так и с современной фауной. С другой стороны, Кювье показал, что пласты земной коры, в которых находятся окаменелые остатки, разнятся между собой по фауне. То же самое одновременно доказывал в Англии инженер В. Смне (см.). Тем самым был дан геологам метод для построения научной истории земли, (исторической геологии, стратиграфии, см.), к-рая пришла на смену спекулятивным «теориям земли». Геологи начинают ревностно собирать и изучать окаменелости. Большинство описаний палеонтологических остатков периода между Кювье и Дарвином (кроме работ по позвоночным и растениям) не имеют поэтому биологич. значения; монографии фауны и флоры отдельных геологических эпох преследуют исключительно стратиграфические цели. Они заключают описание, гл. обр., руководящих окаменелостей, т. е. имеющих широкое распространение и потому позволяющих сравнивать между собой осадки разных фаций (см.).

Таковы: Petrefactenkunde Schlotheim’а (1820, впервые двучленные названия, по Линнею), Mineral Conchology Sowerby (1812—45), Lethae geognostica (1835—38) и Index palaentologicus Бронна (1848—49), Pal6ontologie fran^aise d’Arligny (1840—55). В это время для издания подобных монографий основываются журналы, из которых крупнейшие: «Palaeontographical Society», «Monographs» в Англии и «Раlaentographica» в Германии, существующие и поныне. До Дарвина из палеонтологов лишь очень немногие находили связь между вымершими животными последовательных эпох. Из них виднейшим был упомянутый немецкий палеонтолог Брони, который, однако, отвергал учения Ламарка, Сент Илера и других эволюционистов и искал объяснения в особой творческой силе, создававшей последовательные формы по определенному плану. Эволюционные идеи проникли в П. далеко не сразу; большинство палеонтологов встретило идеи Дарвина враждебно. Еще живо было учение Кювье, отрицавшее связь между последовательными фаунами. Сам Дарвин очень краснотречиво пояснил, почему «геологическая летопись» не может служить подтверждением его учения. Только в 70  — х гг. 19 в. эволюционное учение прочно овладевает палеонтологической мыслью. Из числа более крупных представителей нового течения в это время можно назвать М. Неймайра (в области палеонтологии беспозвоночных) и В. Ковалевского (в области П. позвоночных). В особенности велико было значение работ последнего; в обширных предисловиях к ним выяснялось значение эволюционного учения, а описательные части его работ учили, как надо в каждой детали строения уметь видеть результат приспособления.

Эволюционное учение придает новый интерес ископаемым остаткам: они уже не только служат руководящими знаками для геолога, но каждое ископаемое животное является одним из звеньев непрерывной цепи развивав^шихся форм. Эволюционное учение заставило биологов обратить внимание» на ископаемые остатки как на подлинные материалы для построения фактической истории органич. мира. Наряду со стратиграфической П. рождаются палеозоология и палеоботаника как биологич. дисциплины, сразу же занимающие видное 26*