Перейти к содержанию

Страница:БСЭ-1 Том 44. Пализа - Перемычка (1939)-2.pdf/133

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница не была вычитана


ПЕРВАЯ МИРОВАЯ ИМПЕРИАЛИСТИЧЕСКАЯ ВОЙНА (1914—18)

мощи германской контрразведки австр. контрразведка раскрыла шпионскую деятельность Редля в пользу царской России, которой он продавал важнейшие секретные военные документы и планы крепостей. Через Редля, а по нек-рым сведениям — через одного из офицеров оперативного отделения австро  — венгерского ген. штаба, русской разведке удалось получить даже план развертывания вооруженных сил Австро-Венгрии на случай войны. Этот случай заставил австро-венгерский ген. штаб срочно вносить изменения в свой планы мобилизации и развертывания* Роль тайной разведки в развязывании мировой войны сказалась также на неправильном освещении положения у противников (зачастую это делалось преднамеренно). Так, уверенность руководящих кругов гогенцоллерновской Германии в том, что Англия останется нейтральной, в значительной мере основывалась на неправильной и неполной информации.

Наконец, органы разведки сыграли крупнейшую роль в непосредственном фабрикований повода к войне, каким явилось убийство австрийского эрцгерцога Франца Фердинанда.

Австро-венгерская разведка, прекрасно осведомленная о накаленности атмосферы в пограничных с Сербией областях и о возможности покушений на эрцгерцога, тем не менее оставила его почти вовсе без охраны.

В предвоенные годы одним из бесспорных показателей приближавшейся военной грозы являлся стремительный рост шпионажа. Во Франции и Бельгии к началу войны находилось более 8 тыс. герм. шпионов. По преуменьшенным немецким данным, в Германии в 1914 (до начала войны) был осужден в судебном порядке 51 шпион, тогда как в 1907 таких случаев было только 3. Из 135 шпионов, осужденных в Германии в 1907—14, 80 шпионов оказались агентами Франции. Руководитель австрийской разведывательной службы во время войны Макс Ронге указывал, что в 1913 группе контрразведки пришлось работать над 8 тыс. случаев против 300 случаев в 1905, причем в 1913 было арестовано 560 чел. против 52в 1905.

С наступлением войны масштаб разведывательной деятельности во всех ее видах, несмотря на усиление контрмер, возрос еще более.

Организация время войны.

разведки

и

контрразведки во

Для периода войны, особенно для первых ее лет, характерна та же организационная пестрота и распыленность разведывательных функций между многими органами, какие имели место до войны. В Германии в составе ген. штаба, переехавшего в ставку главного командования, имелся, наряду с политическим отделом и отделом. иностранных армий, специальный разведывательный отдел (III В). Во главе его стоял подполковник Николаи, в настоящее время в чине генерала возглавляющий германскую военную разведку.

Организация и функции этого отдела во многом типичны для органов военной разведки империалистических государств. Основные отрасли работы отдела III В: 1) разведка на театрах войны  — через офицеров разведывательной службы при командующих армиями, армейскими группами (фронтами) и при союзных армиях; 2) тайная разведка за пределами Германии; 3) разведка внутри страны (с 1916  — через внутреннюю разведывательную службу); 4) изучение немецкой и иностранной прессы и воздействие на нее — через Управление воен 630

ной печати. При части ген. штаба, оставшейся в Берлине, функционировал вспомогательный отдел III В для работы в тылу страны, подчинявшийся начальнику отдела III В главного командования.

Задачей разведывательного отдела во время войны являлось, в первую очередь, установление расположения неприятельских войск, их состава, численности, вооружения, снабжения и пополнения, их морального состояния и оперативных намерений, а также политического и экономического положения внутри неприятельских стран. Вопреки утверждениям руководителей герм. разведки, острие военной разведки направлялось не только против неприятеля, но и против своего народа, против растущих революционных настроений. Морской ген. штаб в Германии имел свой собственный разведывательный отдел, основными объектами к-рого были морские базы и флоты; этот отдел развивал большую активность за границей.

Большую разведывательно-шпионскую и диверсионную деятельность развивали за пределами Германии органы министерства иностранных дел. Всей контрразведывательной службой также руководил ген. штаб через отдел III В, причем в армии функции контрразведки осуществляла полевая полиция (такая полиция существовала и в армиях других воюющих стран); в тылу страны — вспомогательный отдел III В; в морских портах и за границей — морской штаб; в Бельгии, Румынии (после ее оккупации), в Польше и оккупированных в 1918 областях Украины и Донбасса — • специальные полицейские управления. В ведении контрразведки находились также цензура и центральное паспортное бюро.

Разветвленная разведывательная служба с большим аппаратом имелась и в АвстроВенгрии. Функции контрразведки выполнялись разведывательными и военно-полицейскими органами. Недостаток кадров разведчиков* агентов и военных переводчиков заставлял австро-венгерскую разведку, как и разведку других стран, создавать специальные курсы и школы. — В Англии разведывательные отг делы имелись в военном министерстве и в адмиралтействе. Эти отделы вместе с соответствующими отделами министерства иностранных дел, Скотланд-ярда (центральногополицейского управления) и некоторых других ведомств составляли английскую разведывательную и контрразведывательную службу — так наз. «Интеллидженс-сервис». Органы уголовного розыска в Англии в 1914—18 также работали почти исключительно на войну. «Интеллидженс-сервис» обладала разветвленной организацией; специальный отдел этой службы был создан во Франции для наблюдения за театром войны, за перевозкой пополнений и т. п. В войсковых штабах имелись особые разведывательные отделы.

Во Франции военная разведка возглавлялась 2-м бюро генерального штаба, которому подчинялись и все войсковые разведывательные органы; соответствующее бюро имелось и в штабе командующего морскими силами. Кроме того, имелась специальная полицейская сеть, подчинявшаяся главному управлению охранной полиции (Stiret6 G6n£rale). За границей французская разведка, как и английская, опиралась на прямое содействие дипломатических миссий; кроме того, особый департамент имелся во французском министерстве,