Перейти к содержанию

Страница:БСЭ-1 Том 44. Пализа - Перемычка (1939)-2.pdf/186

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница не была вычитана


ПЕРВАЯ МИРОВАЯ ИМПЕРИАЛИСТИЧЕСКАЯ ВОЙНА (1914—18)

тических отношений Италии с Австрией на совместном заседании руководства партии и парламентской фракции в Милане в августе 1914 было решено требовать от правительства сохранить «нейтралитет». К этой пацифистской позиции присоединилась и Всеобщая конфедерация труда.

Итальянская соц. партия пыталась совместно с швейцарской с. — д. партией на состоявшейся 27/IX 1914 конференции в Лугано найти пути к восстановлению международных социалистических связей и оживить деятельность Международного соц. бюро 2  — го Интернационала.

При активном участии представителей левого крыла социалистической партии протекали также Циммервальдская и Кинтальская международные социалистические конференции, на которых они {Моргари, Модильяни, Лаццари и другие) заняли центристские позиции.

Серрати в Кинтале по отдельным вопросам примыкал к «Циммервальдекой левой». Турати и Тревес занимали право-центристские позиции и сгруппировались вокруг журнала «La critica sociale».

Правительство обрушилось против социалистической партии и Всеобщей конфедерации труда репрессиями; активные деятели рабочего движения были брошены в тюрьмы. Орган ВКТ стал то и дело выходить с белыми полосами и искажениями свирепой цензуры. Те рабочие, к-рые избежали мобилизации на фронт, были прикованы к предприятиям, работающим на нужды войны. Тем не менее брожение и недовольство рабочих масс нашло свое выражение в конфликтах и стачках. Так, по официальным данным, насчитывалось уже в 1915 608 конфликтов с 179.644 участниками и 872.000 потерянных дней. В 1916 насчитывалось, по этим же данным, 568 конфликтов с 136.214 участниками и 840.000 потерянных дней. После поражения итальянской армии при Капоретто социал-демократич. фракция парламента заняла социал-пацифистские позиции и внесла в ноябре 1916 в парламент предложение о мире. Правительству предлагалось «начать переговоры о мире при посредстве США и других нейтральных стран». В связи с маневрами германского империализма и предложениями Германии от 12/ХП1916о заключении мира, подхваченными германскими каутскианцами, фактически поддерживавшими аннексионистские стремления германского империализма и выдвинувшими лозунг «мир без аннексий», Турати выступил в этом же направлении с пацифистской речью в парламенте, встреченной палатой шумными одобрениями: «...„Предположим, что обсуждение такого рода, которое нам предлагает Германия, способно разрешить в главных чертах вопросы вроде эвакуации Бельгии, Франции, восстановления Румынии, Сербии и, если вам угодно, Черногории; я добавлю вам исправление итальянских границ в отношении того, чтб является бесспорно итальянским и отвечает гарантиям стратегиче-. ского характера"...»(см. Ленин, Соч., т. XIX,. стр. 368—369). Ленин подверг резкой критике эту позицию каутскианца Турати, встреченную одобрительно парламентом.

«Турати, — писал Ленин, — стоял фактически, — независимо от того, хотел ли он этогоj сознавал ли он это, — на точке зрения буржуазного маклера, предлагающего полюбовную сделку между империалистскими хищниками.

„Освобождение" итальянских земель, принад 732

лежащих Австрии, было бы н а деле прикрытием вознаграждения итальянской буржуазии за участие в империалистской войне гигантской империалистской коалиции, было бы несущественным придатком к дележу колоний в Африке, сфер влияния в Далмации и Албании» (там же, стр. 370). Большинство ЦК социалистической партии во главе с Серрати не заняло ясной и последовательной позиции, чтобы отмежеваться от позиции Турати, равно как и от путаного и оппортунистического по существу лозунга Лаццари — не поддерживать и не саботировать войну. Колебания и непоследовательность позиции итал. социалистов выявились и в вопросе об участии в конференции социалистов стран Антанты, равно как и в позиции итальянцев по вопросу о созыве Международного социалистического бюро (итальянцы высказались за оставление открытым этого вопроса).

Русская Февральская бурж. — дем. революция и особенно Великая Октябрьская социалистическая революция послужили толчком к росту революционного движения среди рабочих масс.

Дженарри и другие левые социалисты решительно выступали против социал-шовинистов, требуя изгнания их из рядов партии. Оппозиция внутри партии и в профсоюзах стала быстро расти и проявлять большую боевую активность. Рост революционных настроений в рабочем классе нашел свое яркое выражение во всеобщей Туринской стачке в августе 1917, переросшей в открытое вооруженное столкновение с полицией и войсками рабочих масс, требовавших «хлеба и мира». .

Когда было заключено перемирие, социалистической партией и профсоюзами была выдвинута под давлением масс программа требований, к-рая предусматривала изменение избирательной системы, уничтожение прав династии, 8  — часовой рабочий день, контроль над промышленностью и социализацию земли. Под знаком этих требований профсоюзы призывали рабочий класс к активным выступлениям, закончившимся завоеванием 8  — часового рабочего дня. Мощный подъем рабочего движения нашел свое отражение и в быстром росте профсоюзов, входивших в Всеобщую конфедерацию труда. Так, Всеобщая конфедерация труда насчитывала в 1914 320.858 чл., 1915—203.693, 1916—201.291, 1917—237.560, 1918—249.029 и в 1919—1.159.062 члена.

Бельгия. В Бельгии рабочая партия с начала войны поддерживала военную политику буржуазии и заключила «священное единение» с ней. Один из виднейших вождей партии и 2  — го Интернационала — Вандервельде — стал королевским министром. Многие видные деятели, как Де-Брукер, позднее председатель 2  — го Интернационала, и Де-Ман записались добровольцами в армию/ Руководство партии и профсоюзов выступало все время за войну до победного конца и полного разгрома Германии. Отказываясь от восстановления международных социалистических связей и встречи с социалистами стран австро-германской коалиции, сторонники войны до победного конца во главе с Вандервельде сгруппировались вокруг газеты «Le Droit du peuple». Гюйсманс  — секретарь 2  — го Интернационала, Гюйе, Паули, Декосмер и др. сгруппировались вокруг органа «Le socialiste beige» и стали склоняться к право-центристским позициям. Оппозиционное движение в соц. партии и профсоюзах стало выкри-