Перейти к содержанию

Страница:БСЭ-1 Том 45. Перемышль - Пол (1940)-2.pdf/165

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница не была вычитана

если нагреваемая поверхность предварительно перед нагревом хорошо очищена от всяких посторонних веществ. Практически по цветам побежалости можно судить о температуре отпуска стали в вышеуказанном интервале температур. Приведенная на ст. 732 таблица характеризует температуры отпуска и соответствующие им цвета побежалости для различных изделий. Для сортов стали, требующих более высокого отпуска, контроль за температурами отпуска производится при помощи пирометров (см. Пирометрия).

ПОБЕРЕЖЬЕ, полоса, иногда значительной ширины, к-рая заливается волнами во время прилива и обнажается во время отлива. П. формируется под влиянием морской абразии и аккумуляции (см.). В результате между границами прилива и отлива образуется наклонная к морю поверхность, т. н. прибрежная платформа, ограниченная у крутых берегов береговым уступом (клифом). П. характеризуется особым по сравнению с глубоким морем органическим миром, к-рый выделяется в т. н. неритовую область.

ПОБОИЩЕ ЛЕДОВОЕ ИЛИ ЛЕДОВОЕ ПОБОИЩЕ, битва русских с немецкими рыцарями-заво евателями, к-рые с 8—9 вв. двигались на восток от р. Эльбы, разоряя и захватывая славянские земли, и в 13 в. вторглись в пределы русской земли. Битва произошла на льду Чудского озера 5/IV 1242 и закончилась полным поражением захватчиков.

В 1240 Александр Ярославич, князь новгородский, отправился в поход для защиты северных границ русских владений от вторгнувшихся шведов. Поход закончился блестящей победой русских в битве на реке Неве 15/VII 1240 (см. Невская битва). За эту победу князь Александр получил прозвание «Невского». В это же время с запада на Русь наступали ливонские рыцари. Вел их изменник, бывший князь Пскова Ярослав Владимирович. Пользуясь помощью другого предателя, некоего Твердило, рыцари неожиданно захватили Изборск, Юрьев и быстро подошли к Пскову. Взять город не могли, но путем переговоров добились, что посадником в Пскове был назначен предатель Твердило, к-рый и начал «владеть Псковом с немцы». Изменник князь Ярослав, к-рый рассчитывал с помощью немцев получить княжение в Пскове, не достиг своей цели.

Рыцари, использовав измену Ярослава и группы бояр, совсем и не думали отдавать им захваченные города. По городам и селам Псковской земли всюду стали править ливонские рыцари. Став хозяевами в крае, немцы уже не скрывали своих завоевательных замыслов, а объявляли прямо: «что взято — то свято, и они не отступят от своего». Рыцари безудержно грабили, насильничали, разоряли и истребляли русское население. В зиму 1240—41 рыцари вторглись в Водьскую пятину Новгородской земли. После страшного разгрома заполонили Водь, старинную данницу Новгорода, обложили данью вожан, заложили свой опорный пункт в этом крае — крепость Копорье, заняли Тесов и уже были в 30 верстах от Новгорода. Александра Невского в это время не было в Новгороде. После Невской битвы Александр в виду распри с новгородским боярством, к-рое подозревало князя в стремлении ограничить боярскую олигархию, уехал со своей дружиной из Новгорода. Новгород остался без защиты. Рыцари грабили купцов в Новгород 734

ской земле, нападали на безоружных русских крестьян, убивали, насильничали, хватали детей, отбирали скот; крестьяне жаловались, что им больше и пахать не на чем. В 1241 Александр Невский был призван по настоянию народа в Новгород и немедленно начал энергичную подготовку изгнания захватчиков из русской земли. Снова, как и в 1240, под знамена Александра Невского собрались не только новгородцы, но и пограничные племена: «И изиде вскоре с Новгородци, и с Ладожаны, ис Корелою, и с Ижеряны на град Копорию» (Полное собрание русской летописи, т. V, стр. 179). Александр взял опорный пункт немцев — крепость Копорье — и разрушил его укрепления. Множество германских рыцарей было уничтожено при взятии крепости, а часть была взята в плен Александром Невским. Часть пленных была отпущена; изменники же были повешены. С разрушением опорного пункта рыцарей на Новгородской земле, крепости Копорье, рыцари были выгнаны из пределов Водьской пятины. Достигнув этого успеха, Александр Невский не успокоился; он знал, что генеральная схватка Руси с захватчиками еще впереди и энергично^ к ней готовился. Не забывал князь Александр и Псковской земли, стонущей под гнетом завоевателей. Псковичи умоляли Александра освободить.

Псков не только от немцев, но и от бояризменников. Александр понимал, что для изгнания сильного захватчика русской земли нужна помощь всей Руси, и вскоре после похода на Копорье «отъехал в Русь» собирать силы.

Вторгнувшемуся в пределы русской земли врагу нужно было дать сокрушительный отпор.

Это мог и должен был сделать не один Новгород, но весь русский народ, вся Русь; этого и требовал Александр. Задача была не и& легких. Русь была политически раздроблена, разорена страшным монголо-татарским нашествием (см.), приведшим к значительной убыли населения. Кроме того, к. собиранию Александром большого войска подозрительно относились отдельные князья и бояре, у которых часто было трудно получить даже согласие на проход через их территорию идущих на помощь Новгороду русских дружин.

Была и опасность вмешательства татар. Несмотря на это, деятельность Александра увенчалась успехом; в русских народных массах монголо-татарское иго не убило, а усилило патриотизм, идею защиты своей родины; они; охотно откликнулись на призыв Александра; и пошли в далекий, трудный поход для освобождения Новгородской земли от рыцарейзахватчиков. Собрав многочисленное для того, времени войско, Александр, несмотря на жестокие морозы, немедленно двинулся на освобождение Пскова. Немецкий гарнизон оказывал; отчаянное сопротивление, Александр не стал вести долгой осады Пскова, а стремительным и внезапным штурмом взял город. ОсвободивПсков от немцев, Александр очистил его и от бояр-изменников.

Новгородские и Псковские земли, занятые рыцарями в последнем крестовом походе на Русь, были Александром освобождены. Рыцари и их вдохновитель, папа римский, не хотели мириться с таким положением и начали собирать силы для нового похода. Рыцари хвалились, что более не допустят «выситься славенскому языку над немецким» и разом в один удар сокрушат весь успех русских, винов-