Перейти к содержанию

Страница:БСЭ-1 Том 49. Робер - Ручная граната (1941)-2.pdf/103

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница не была вычитана

Камерный театр, откровенно отрицавший всякое значение идейного содержания в искусстве и признававший только «революцию» формы.

Стремление подменить революционное содержание формальным новаторством характерно и для ряда других театральных начинаний того времени (Театр народной комедии, Театр РСФСР первый и др.). Все эти «левые» группы и течения в те годы стремились использовать лозунги агитационного искусства. Однако близкое будущее показало, что эти лозунги не были органическими для театров «левого фронта». Они играли временную полемическую роль в борьбе с театрами реалистич. стиля, к-рую деятели декадентского, стилизаторского искусства вели еще в дореволюционное время.

В творческой практике «левых» очень скоро тезис агитискусства отходит на второй план и уступает место «революции» театральной формы как таковой. Уже в те годы эта линия встречает осуждение в ряде официальных документов и во всей театральной политике Советского государства. Резкой критике позиции формалистов подвергаются в ряде печатных и устных выступлений А. В. Луначарского, проводившего линию партии в области искусства.

Обращение к классическому репертуару было только одной стороной советской репертуарной политики в годы военного коммунизма. Наряду с классикой в репертуар профессионального театра входит и ряд современных пьес.

В эти годы ставятся инсценировки романов большой социальной темы («Человек, который смеется» В. Гюго, «Овод» Войнич, «Наивный человек» Вольтера, «Париж» Э. Золя и др.).

В репертуар входят социальные драмы  — «Взятие Бастилии» Р. Роллана, «Борьба» Голсуорси, «Дурные пастыри» Мирбо, «Тереза Ракен» Э. Золя и др. В клубном театре широкой популярностью пользуются небольшие пьесы на революционные темы  — «Свобода» Потшера,«Марат» Амниеля и др. Позднее (1921—23) театры обращаются к драматургии немецкого экспрессионизма, к пьесам Э. Толлера («Человек  — масса», «Разрушители машин», «Эуген несчастный»), Г. Кайзера («Газ», «Граждане Кале»), Но весь этот репертуар очень мало соответствовал задачам революционного театра. Он мог быть принят только с существенными оговорками и поправками. — Ключ к радикальному решению репертуарной проблемы был в другом.

С первых же месяцев революции задача создания советской революционной драматургии ставится на очередь дня. Новые пьесы пишутся и издаются в большом количестве. Драматургия эпохи военного коммунизма насчитывает несколько сот пьес, только изданных или зарегистрированных в каталогах театральных библиотек. В своей массе это были пьесы-однодневки, не имевшие самостоятельного художественного значения. Для них были характерны плакатный стиль, подчеркнутая схематичность в построении действия и образов. В одних пьесах драматурги стремились создать жанр социальной трагедии. Но ббльшая часть пьес относилась к сатирическому жанру. Среди этой массы примитивных схематических пьес выделяются отдельные подлинно художественные произведения. В 1918 В. Маяковский выпускает первую редакцию «Мистерии Буфф» (вторая редакция этой пьесы относится к 1920)» в к-рой прием агитплаката, сатирической маски был поднят до уровня самостоятельного большого художественного стиля. В те же годы Bblв. С. Э. т. XLTX.ходят социально-философские драмы А. В. Луначарского, написанные в романтич. манере. Из них широкой популярностью пользовались «Королевский брадобрей», «Канцлер и слесарь», «Народ», «Герцог», «Фауст и город», «Оливер Кромвель».

Новый этап в развитии советского театра связан с вступлением сов. драматургии на путь реализма, с ее отказом от схемы. Этот новый этап не случайно совпадает с первыми годами восстановительного периода. «Первые же годы борьбы за восстановление народного хозяйства привели к значительным успехам.

К 1924 году подъем наблюдался во всех областях» [История ВКП(б). Под ред. Комиссии ЦК ВКП(б), 1940, стр. 252]. Этот подъем захватывает и театр. Советская драматургия вырастает в самостоятельную крупную силу. С этого момента идейно-художественная реконструкция театра развертывается в ускоренных темпах и захватывает самые глубокие и потаенные стороны театральной системы.

Выход советской драматургии на большую профессиональную сцену внес ясность в обстановку на театральном фронте. Именно с этого момента начинаются «превращения» среди театров, которые так удивляли своей неожиданностью сторонних наблюдателей. То, что вчера рядилось в революционные одежды, — оказывалось реакционным и неспособным к дальнейшему движению вперед, как это случилось с рядом театров и художников «левого» формалистского толка. То, что вчера хоронилось «левыми», как отжившее, обнаруживало неисчерпаемую творческую силу и жизнеспособность, как это было с театрами реалистич. стиля (Малый, МХАТ и др.).

Значительную роль в развитии советской драматургии сыграли в этот период молодые театры — Московский театр Революции (осн. в 1922), театр им. МГСПС, позднее переименованный в театр им. Моссовета (осн. в 1925).

В период 1923—27 советская драма прочно входит в репертуар крупных профессиональных театров. Театры создают серию спектаклей, ставших этапными в развитии русского театра за годы революции, На первых шагах монополия на революционный репертуар как будто сохраняется за молодыми театрами. На сцене этих молодых театров появляются: революционная мелодрама «Озеро Люль» Файко (Театр Революции, 1923), бытовая комедия Б. Ромашова «Воздушный пирог» (Театр Революции, 1925), героическая драма из эпохи гражданской войны «Шторм» Билль-Белоцерковского (Театр им. МГСПС, 1925), «Виринея» Сейфуллиной, драма «Барсуки» Л. Леонова (Театр им. Вахтангова, 1925) и др. Но очень скоро в борьбу за новый репертуар вступают театры с высокими художественными традициями. Старейший Малый театр после ряда опытов создает спектакль, ставший классическим в истории советского театра, — «Любовь Яровую» К. Тренева — героическую драму из эпохи гражданской войны (1926). Тот же путь проходит и Московский Художественный театр  — другой продолжатель традиций русского реалистич. искусства. На его сцене появляется историко-революционная драма Тренева «Пугачевщина» (1926). А к десятилетней годовщине Великой Октябрьской социалистической революции МХАТ приходит со спектаклем большой героической темы  — «Бронепоездом» Вс. Иванова (1927).