Перейти к содержанию

Страница:БСЭ-1 Том 49. Робер - Ручная граната (1941)-2.pdf/110

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница не была вычитана
747

РУССКИЙ ЯЗЫК

ковой связи. Поэтому до национального обособления Великороссии термин «русский» является синонимом слова «восточно-славянский»  — в соответствии с названиями древних политич. организаций  — «Киевская Русь», «Северо-восточная Русь».

Р. я. относится к вост, группе славянских языков. Язык вост, славян отличался от языков других ветвей славянства целым рядом особенностей: 1) фо нети че ских (таковы, например, полногласие: «молоко», «борода», «берег» и т. п.; звуки «ч» на месте более древних tj, — «ж»  — на месте dj: «свеча», «межа» и т. д.); 3) грамматических (напр., в образовании отдельных падежей имен существительных: «Ъ> первоначально носовое в родительном падеже единственного и винительном падеже множественного женского мягкого склонения на «я»; в винительном падеже множественного числа имен существительных мужского рода типа «конь»; в образовании разных падежей ед. ч. «местоименного» или членного склонения имен прилагательных; в образовании основ разных глагольных форм, напр., имперфекта; в образовании формы причастия наст, времени и т. п.); 3) лексических [ср., напр., употребление в древне-русском языке таких слов, как «глаз», «ковер», «плуг», «волога» (жир), «паволока», «клюка» (хитрость), «кожух», «окорок», «пором», «копытце» (обувь), «горшок» и т. п.].

Язык восточных славян еще в доисторическую пору представлял собой сложную и пеструю группу племенных языков, уже испытавших разнообразные смешения и скрещения с языками разных народностей. Занимая Вост. европейскую равнину, славяне вступали на территорию давних культур в их многовековой Смене. Элементы древне-греческой культуры занесены сюда издавна колонизаторами Черноморского побережья — ионийцами, быт и творчество к-рых были издревле пропитаны восточными, азиатскими элементами. Академиком А. И. Соболевским было указано множество палеонтологических отложений скифской культуры и языка в названиях мест, народностей, в именах, фамилиях и в областной лексике на пространстве СССР. Между тем, в скифской культуре обнаружены исследователями, помимо греч. влияний, еще сильные влияния народов и „языков Кавказа и Средней Азии. Сношения и соприкосновения с балтийскими народностями, с германцами, с финскими племенами, с кельтами, с тюркскими племенами (с ордами гуннов, с аварами, болгарами, хазарами) также не могли не оставить глубоких следов в £зыке вост, славянства. Сложность доисторических судеб вост. — славянского языка обнаруживается и в загадочном происхождении самих рлов «Русь», «русский».

Следуя летописцам, историки русской культуры и русского языка (А. А. Шахматов, Е. Ф. Карский, Е. Ф, Будде, А. Е. Пресняков и др.) создали теорию деления русских племен на три основные этно-лингвистические группы, тяготевшие к разным культурным центрам и находившиеся в сфере распространения разных культур. По изображению летописи, одни племена заняли юго-запад Европейской России, другие — среднюю ее часть, третьи заселили север. У подножья Карпат сидели хорваты белые, на Ю.-В. от них, в бассейне Днестра, — у личи и тиверцы (быть может, смешанное население днестровского побережья), они «приседяху» даже и до Чер 748

ного моря; на С. и 3. от этих племен, в бассейне верхнего течения Зап. Буга, а также правых притоков Припяти жили бужане (позднее называвшиеся волынянами); по среднему течению Днепра сели поляне; их соседи к С., занимавшие лесное пространство между правобережным днепровским предстепьем и Припятью, были древляне. На левом берегу Днепра по Суле, Семи и Десне располагались северяне, вост, поселения к-рых доходили до Донецкого бассейна. Большинство исследователей объединяет эти племена в южнорусскую группу, отличавшуюся общими языковыми особенностями («у»  — перед согласными и в конце слова на месте нашего «в», ? вместо взрывного «г» и др.) при наличии частных диалектальных различий. К северно-русской группе племен принадлежали кривичи, сидевшие на верховьях Волги, Днепра и Зап.

Двины и разделявшиеся на кривичей полоцких, смоленских и псковских, и словене (новгородские), сидевшие в бассейне Ильменя и Волхова. Кривичи, перед усилением их новгородской ветви, являлись многочисленным и могущественным славянским племенем. К 9 в. они заняли север до Финского залива, а в начале 10 в. уже владели верхним течением Волги до Ярославля, Ростово-Суздальской и Муромской областями, захватив многие пункты по нижнему течению р. Оки и сев. — зап. угол Рязанской области.

Гораздо более неясен вопрос о вост. — русской или средне-русской группе славянских племен.

В летописном обзоре вост. — славянских племен названы не все эти племена, а лишь главнейшие. Мелкие деления их (напр., лучане, семичи, куряне и др.) оставлены без упоминания. Это обстоятельство, по мнению акад. Шахматова, «необходимо иметь в виду в особенности при разрешении вопроса о юговостоке современной России, о бассейне реки Дона», где сидели славяне уже во времена хазарского владычества. Позднее, переселяясь с Дона, они смешиваются в бассейне реки с вятичами. Их язык Шахматов определяет как вост. — русское или степное (акающее) наречие. Таким образом, кроме славянского населения, двигавшегося из бассейна Дона, среднерусскую или вост. — русскую группу племен в собственном смысле составляли дрегович и, сидевшие за Припятью до самой Зап.

Двины, радимич и — по Сожу ивятичи — в бассейне Оки, невидимому, по верхнему и среднему ее течению. В 10 веке вятичи колонизуют оба берега р. Оки, от Коломны и, вероятно, даже до владений касимовских кривичей. Вся же площадь их распространения включала в себя Тульскую, Калужскую, южную часть Московской, центральную и западную часть Рязанской области.

Восточно-славянские племена, отличаясь друг от друга обычаями, степенью культуры и ее характером, обнаруживали различия и в языке. Уже в русской письменности И века заметно выступают диалектальные отличия в говоре отдельных областей. Новгородские памятники 11 века отражают смешение «ч» и «ц», близость «*Ь» к «и» и нек-рые другие черты сев. — русской фонетики и морфологии. К новгородскому говору был близок говор полоцкосмоленский. Гораздо позже (в памятниках 13—14 вв.) засвидетельствованы своеобразные особенности псковского говора (смешение «ш»  — «с», «ж»  — «з», мена «ч»  — «ц» и др.). Эти говоры