Перейти к содержанию

Страница:БСЭ-1 Том 50. Ручное огнестрельное оружие - Серицит (1944).pdf/220

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница не была вычитана

(EBETисследовать др. способами. В этом отношении, кроме видимых лучей, не м^нее важна роль и невидимых лучей, позволяющих видеть объекты с помощью фотографии (или флуоресцирующих экранов).

С. распространяется с колоссальной скоростью. По наиболее точным измерениям Майкельсона (см.) в 1926, скорость С. равна 299.769±4 км/сек. Скорость С. является пока наибольшей известной нам скоростью распространения энергии (а, следовательно, и перемещения тел). Именно благодаря тому, что скорости тел чрезвычайно малы по сравнению со скоростью С., мы видим движущиеся предметы, находящиеся на расстоянии десятков и даже сотен километров, почти в том самом месте, где они находятся в данный момент.

Никакой другой известный физич. процесс этого дать не в состоянии.

Роль С. огромна ещё и в том отношении, что при помощи его Земля получает практически всю энергию, к-рая по существу является энергией, посылаемой Солнцем. Ископаемые источники энергии (топливо) являются лишь аккумуляторами «консервированной» солнечной энергии. — Замечательным свойством света является также то, что Рпод мйкро° коп™ка п₽и огромных количествах энергии, к-рая им переносится, он обладает относительно ничтожным непосредственным механическим действием.

Это свойство световой энергии делает С. незаменимым средством в многочисленных исследованиях вещества. Оно позволяет производить очень тонкие и точные исследования вещества, не вызывая в нём заметных механических возмущений. Достаточно сказать, что с помощью световых лучей можно без труда наблюдать малейшие нарушения равновесия в жидкостях и газах, нисколько не нарушая эти процессы.

» Наконец, упомянем ещё об одном очень важном свойстве С.: световые лучи при своём распространении не мешают взаимному прохождению в пространстве; т. о., С., исходящий от какого-либо источника, проходит пространство без всякого искажения, хотя одновременно с ним в этом же пространстве по всем направлениям распространяется множество других излучений, посылаемых др. источниками. Это свойство С., называемое суперпозицией, даёт нам возможность видеть предметы совершенно отчётливо, несмотря на то, что лучи, исходящие от этих предметов, испытали многочисленные встречи с лучами, идущими по всем направлениям от других предметов. Из сказанного видно, какое колоссальное значение имеет для человечества С.’ и насколько важны наши знания о нём; II. Исторический очерк.

Древний период. Вопрос о природе С. и способности человека видеть окружающие предметы занимал умы выдающихся мыслителей уже в глубокой древности. Первоначальные представления древних о природе С., развитые в трудах гл. обр. греч. мыслителей, носят чисто антропоморфический характер. Пифагор (см.) (582—500 до хр. э.) и его школа считали, что зрительные ощущения возникают благодаря«горячим испарениям», исходящим из глаз.

Знаменитый греч. математик Эвклид (см.) (3 в. до хр. э.) также полагал, что из глаза истекают «зрительные лучи», представляющие собой как бы осязательные нити, к-рые протягиваются к телам внешнего мира, ощупывают их своими концами и т. о. производят зрительные ощущения. Последователем этой теории зрительных лучей был впоследствии Клавдий Птолемей (см?) (70—147 хр. э.). Противоположных взглядов придерживались Демокрит и его последователи (Эпикур, Лукреций и др.).

Демокрит (см.) (460—370 до хр. э,) считал, что зрение обусловливается падением на поверхность глаза атомов, исходящих от светящегося предмета. Демокрит представлял себе, что предметы посылают в глаз свои «отпечатки» (разумеется, состоящие из атомов), к-рые проникают в «душу» через поры в органах чувств.

Несмотря на то, что взгляды Демокрита и Эпикура представляют значительный прогресс по сравнению с теорией зрительных лучей, они в дальнейшем долго не находили себе последователей.

Против теории зрительных лучей выступал и Аристотель (см.) (384—322 до хр. э.). Аристотель задавал вопрос: «Если бы видение зависело от света, исходящего из глаза, как из фонаря, то почему бы нам не видеть в темноте? Предполагать, что свет гаснет, когда по выходе из глаза попадает в темноту, — бессмыслица».

Аристотель утверждал, что «если в прозрачном (т. е. между глазом и предметом) находится нечто огненное (т. е. источник света), то получается свет, в противном случае получается тьма». «Прозрачному», или среде между глазом и предметом, Аристотель придавал большое значение; он считал, что прозрачная среда является посредником в передаче движения, вызывающего зрительное ощущение. Аристотель, т. о., предвосхитил учение о светоносном эфире, развитое в 17 в. Аристотель сделал также попытку объяснить и цвета тел; он полагал, что цвета происходят от смешения белого и чёрного, света и темноты.

Эвклид впервые применил к изучению С. математику (геометрию), что сразу принесло заметные результаты. В книгах «Оптика» и «Катоптрика» Эвклид разработал учение о прямолинейном распространении С.; он нашёл также закон отражения С. Позднее этими же вопросами занимался К. Птолемей, исследования к-рого изложены в его книге «Оптика».

Птолемей уделил большое внимание изучению законов преломления С., т. к. он заметил, что положение светил на небе изменяется вследствие преломления С. в воздухе (рис. 3).

Однако ему не удалось установить закон преломления, хотя он и производил много измерений углов падения и преломления. Герои Александрийский (150 до хр. э.) установил принцип, согласно к-рому С. проходит между предметом и глазом по кратчайшему пути. Это положение является зачатком более общего принципа, найденного впоследствии . Ферма, а именно, что время пробега луча между глазом и предметом представляет минимум. На основании своего принципа Герои выводит закон отражения С. Древним были уже известны действия вогнутых зеркал. Эвклид и Птолемей разбирали в своих сочинениях теорию этих зеркал. Архимеду (см.) (287—212 до хр. э.) даже приписывают сожжение неприятельского флота при помощи системы вогнутых зеркал»