Перейти к содержанию

Страница:БСЭ-1 Том 52. Сознание - Стратегия (1947).pdf/160

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница не была вычитана

социология

Аристотель понимает упорядоченное рабовладельческое государство. Большую роль в развитии общественной мысли сыграли Эпикур (342—270 до хр. э.) и его школа, выдвинувшие в зачаточной форме теорию общественного договора, согласно к-рой государство и право — результат соглашения людей. Продолжатель Эпикура римский философ-материалист Лукреций Кар (99—55 до хр. э.) пытался объяснить общественный прогресс потребностями человека, накоплением общественного опыта и развитием разума. Говоря о развитии первобытного общества, Лукреций обращает серьёзное внимание на орудия труда. Лукреций доказывает историч. характер возникновения государства, утверждая, что человеческий род, устав от раздоров, добровольно подчинился созданной им власти. В противоположность эпикурейцам, стоики (4 до хр. э. — 6 хр. э.) утверждали, что общество — не продукт историч. развития людей, а существовало изначально, «поприроде». Заслуга стоиков — в провозглашении естественного равенства людей.

В эпоху феодализма познание общества, как и всё мышление, развивается под влиянием господствующей католической церкви.

Уже предшественник средневековой идеологии Августин (354—430) в своём трактате «О граде божием» развивает теологическое учение о существовании двух начал в развитии общества: светского и духовного.

Первое выражается в государственной власти и ведёт своё происхождение от греха, второе — связано с христианской церковной организацией и выражает божественную волю. В своей периодизации истории Августин устанавливает шесть этапов общественного развития, начиная от Адама и кончая страшным судом. Наиболее полное и законченное выражение средневековая общественная мысль получила у крупнейшего идеолога феодализма схоласта Фомы Аквината (1225—74), объявившего государство высшим продуктом человеческого искусства. Стоящий во главе государства неограниченный монарх является руководителем государства и выполняет волю бога. Вслед за Августином Фома провозглашает гегемонию церкви над светской властью.

Вместе с разложением феодализма и возникновением капиталистич. отношений растут попытки рационального объяснения общественных процессов. Начинается резкая критика теологического понимания истории.

Итальянский писатель Макиавелли (1469—1527) провозглашает движущей силой общественного развития не божественный произвол, а эгоистические интересы отдельных людей. В основе этих интересов лежит стремление к наживе, к собственности. Между собственниками и неимущими происходит ожесточённая борьба. В католической церкви Макиавелли видит одну из основных причин общественных неурядиц. Будучи сторонником неограниченной буржуазной диктатуры, Макиавелли призывает к самым циничным и кровавым методам утверждения буржуазного порядка. Термин «макиавеллизм» сделался синонимом цинизма и вероломства в политике.

В ту же эпоху выступили первые утопии, социалисты. Английский социалист-утопистТомас Мор (1478—1535) и итальянский социалист-утопист Томмазо Кампанелла (1568—1639) выступили с фантастич. планами будущего общества. Они мечтали об общественной собственности на средства производства и об уничтожении эксплоатации человека человеком. Мор и Кампанелла замечательны своей критикой феодализма и ранних капиталистических отношений, а также попыткой нарисовать картину грядущей социалистической жизни. Но это были ещё мечтатели-одиночки, далёкие от народных масс и чуждые им.

Итальянец Джамбаттиста Вико (1668—1744) сделал попытку понять историю не как хаос случайных явлений, а как закономерный процесс. Каждый народ проходит, по Вико, три основных этапа: теократический, аристократический, демократический. Каждому из этих этапов соответствует определённая форма идеологии. После прохожие ния трёх этапов общество возвращается к исходному состоянию. Теория Вико, получившая название теории общественного круговорота, по существу своему консервативна и не признаёт настоящего развития.

Из социологии, учений эпохи подготовки и проведения буржуазных революций особую роль играет теория общественного договора, нашедшая свое выражение в трудах Гуго Гроция (1563—1645), Гоббса (1588—1679), Спинозы (1632—77), Руссо (1712—78) и ряда других мыслителей 17 и 18 вв. Согласно этой теории, современному обществу предшествовало догосударственное естественное состояние, основанное на естественном праве. Затем в силу достигнутого соглашения люди образовали государство и заменили естественное право государственными законами. Некоторые сторонники теории общественного договора представляют естественное состояние как царство хаоса и взаимного истребления, как «войну всех против всех».

Так, напр., для Гоббса: «Вне государства  — владычество страстей, война, страх, бедность, мерзость, одиночество, дикость, невежество, зверство, в государстве — владычество разума, мир, безопасность, блаженство, благолепие, общество, изысканность, знания, благосклонность» (Гоббс Т., Философские основания учения о гражданине, М., 1914, стр. 121—122). Для Руссо, напротив, естественное состояние имеет ряд преимуществ по сравнению с гос. строем. Согласно Руссо, в первобытном обществе господствуют равенство людей и чистота нравов, исчезнувшие впоследствии. Среди сторонников теории общественного договора существовали и различные взгляды на характер государственного устройства. Гоббс был сторонником абсолютной государственной власти и склонялся к неограниченной монархии. Спиноза и Руссо поддерживали буржуазно-демократич. строй. В сочинениях Руссо  — «О происхождении неравенства между людьми» и «Об общественном договоре» разобран вопрос о происхождении социального неравенства. В первобытном обществе все люди были равны. Появление частной собственности нарушило первобытное равенство. Однако для восстановления равенства Руссо предлагает не уничтожение частной собственности, а увековечение мелкой собственности. Теория общественного