Перейти к содержанию

Страница:БСЭ-1 Том 54. Телецкое озеро - Трихофития (1946).pdf/194

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница не была вычитана

Т. основан в 1587 казацким отрядом Данилы Чулкова. Первоначально Т. находился под управлением тюменских воевод, с 1590 становится центром самостоятельного воеводства, а с 1596 превращается в административный центр всей Сибири. С учреждением в 1708 Сибирской губернии Т. по 1824  — губернский город, местопребывание сибирского наместника и Главного управления Зап. Сибири. Т. дважды (1757 и 1788) почти уничтожался пожарами. После перевода в 1824 административного центра в Омск Т. утрачивает своё первенствующее значение, а с конца 19 в. (после открытия Сибирской ж. д., ближайшая станция . к-рой расположена в 275 км от Т.) он превратился в глухой провинциальный город. Т. рано начал использоваться царизмом как место политич. ссылки.

В 1688 в Т. был выслан гетман Самойлович (см.). В конце 18 в. здесь нек-рое время жил А. Н. Радищев (см.), в 19 в. — многие декабристы, в том числе В. К. Кюхельбекер (см.).

Вплоть до Февральской буржуазно-демократич. революции 1917 вТ. находилась пересыльная тюрьма. Летом 1917 вТ. был переведен арестованный Николай II с семьёй, где они находились до мая 1918. 28/1II 1918 в Т. провозглашена Советская власть. В начале июня 1918 город оказался во власти белогвардейцев и стал ареной ожесточённой гражданской войны. 7/IX 1919 части доблестной Красной армии освободили Т. от белогвардейских банд.

Лит.: Беляев И., Краткий очерк 300  — летнего существования г. Тобольска, Тобольск, 1887; Знаменский М. С., Исторические окрестности г. Тобольска, Тюмень, 1901; Памятная книжка Тобольской губернии на [годы] 1861—1915, Тобольск, 1861—1914: Ко г аницкий И., 1917—1918 годы в Тобольске. — Николай Романов. — ГермогеновШина (Личные воспоминания), «Пролета иска я революция», [М.], 1922, № 4: Партизанщина в Тобольской губ. (Материалы по истории партизанского движения в Сибири при Колчаке), там же, [М.]. 1923. № 8.

ТОБОЛЬСЧАЯ ГУБЕРНИЯ, одна из дореволюционных губерний на С. Азиатской части СССР. Занимала ок. 1.300тыс. км2 с 2.005 тыс. жит. (1913). Ббльшая северная часть области вошла в созтав Тюменской области, южная окраина — в состав Омской области. Небольшой отрезок юго-зап. части области вошёл в состав Курганской области.

ТОВАР, продукт труда, изготовляемый не для непосредственного удовлетворения потребностей своего производителя, а для рынка, для продажи. В капиталистич. обществе общественное богатство имеет товарную форму, выступает в качестве «огромного скопления товаров» (см. М а р кс, Капитал, т. I, 8 изд., 1936, стр. 1), а отдельный Т. является элементарной формой общественного богатства.

Два фактора товара: потребительная стоимость и стоимость. Товар представляет про тиворечивое единство двух противоположных сторон — потребительной стоимости и стоимости.

Под потребительной стоимость ю Т. понимается его способность удовлетворять ту или иную человеческую потребность. Т. может быть только вещь, полезная в том или другом отношении. Полезность вещи и делает ее потребительной стоимостью, или благом. Потребительная стоимость Т. обусловлена природными (физическими, химическими и пр.) свойствами товарного тела.Различные свойства вещей и многообразные способы их употребления открываются в ходе историч. развития. Разнообразие потребительных стоимостей увеличивается вместе с развитием производительности общества.

Потребительные стоимости Т. составляют предмет специальной дисциплины — товароведения. Всякий Т. должен быть потребительной стоимостью, но не всякая потребительная стоимость может быть Т.: полезные вещи, но данные непосредственно природой (дикорастущие плоды, воздух и пр.), не являются Т., так как они — не продукты труда. — Точно так же не всякий продукт труда становится Т., а лишь такой, к-рый служит потребительной стоимостью для других, т. е. является общественной потребительной стоимостью.

Потребительные стоимости образуют вещественное содержание богатства независимо от того, какую общественную форму имеет это богатство. Но лишь в обществе, где общественное производство является производством Т., потребительные стоимости выступают вещественными носителями меновой стоимости, т. е. товарной формы продукта труда. — Если потребительная стоимость обусловлена природными свойствами товарного тела, то стоимость Т. представляет собой свойство чисто общественное.

Стоимость Т. проявляется в его меновой стоимости, т. е. в способности Т. обмениваться на другие Т. в определённой пропорции. Меновая стоимость Т., на первый взгляд, представляется чисто количественным отношением между двумя или несколькими Т. Однако более тщательный анализ обнаруживает, что за этим количественным отношением скрывается богатое содержание. В самом деле, всякие два обмениваемые друг, на друга Т. обладают различными потребительными стоимостями. Между тем количественное соотношение, в к-рое эти Т. становятся друг к другу в процессе обмена, т. е. приравнение определённых количеств одного Т. к определённым количествам другого, свидетельствует о том, что они обладают каким-то общим, одинаковым свойством, в отношении к-рого они и приравниваются.

Этим общим не могут быть потребительные стоимости Т., так как они качественно неодинаковы и количественно несравнимы; следовательно, в меновой стоимости Т. находит себе проявление не . потребительная стоимость его, а некое иное свойство, к-рое одинаково у всехТ., обще им всем. Помимо своей потребительной стоимости, Т. обладают только одним свойством: они продукты труда. Но если отвлечься от потребительной стоимости Т., то и продукт труда принимает совершенно новый вид. Вместе с потребительной стоимостью исчезают также конкретные, особые для каждого Т. свойства его товарного тела. Т. выступает теперь просто как сгусток труда, как кристаллизованный в предмете труд, кяк предметное существование труда. Да и самый труд, объективированный в Т., предстаёт теперь в новом виде. Вместе с качественно-определённой, конкретной потребительной стоимостью продукта исчезает и качественноопределённый, конкретный характер представленных в нём видов труда. Все Т. предстают перед нами только как сгустки лишённого различий человеческого труда. В этом