Перейти к содержанию

Страница:БСЭ-1 Том 57. Феаки - Флор (1936).pdf/131

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница не была вычитана

у человека и животных, Поли. собр. соч., под ред. М. А.

Мензбира, т. II, ч. 2, М. — Л., 1927; РidегitТ., Mimik und Physiognomik, 2 Aufl., Detmold, 1886; Сикорский И. А., Всеобщая психология с физиогномикой, 2 изд., Киев, 1912; Кречмер Э., Строение тела и характер, М. — П., 1924.

ФИЗИОГРАФИЯ, прежде — описательная часть

естествознания (минералогии, ботаники, зоологии); теперь  — часть физического землеведения, изучающая неорганические оболочки Земли — лито-, гидро  — и атмосферу — и их взаимодействие. Являясь т. о. геофизикой земной поверхности, Ф. распадается на изучение атмосферы (метеорология), воды (гидрология) и суши (геология, геоморфология). Практически же термин Ф. употребляется (гл. обр. американцами и англичанами) большей частью как синоним геоморфологии (см.). См. также Физическая география.

Лит.: Penck A., Physiographic als Physiographic In ihrcr Beziehungen zu anderen Wissenschaften, «Geographische Zeitschrift», B., 1905, Bd XI; Tarr R. S., College physiography, N. Y. — L., 1914.

ФИЗИОКРАТЫ, французские экономисты вто рой половины 18 в. Главой школы Ф., к-рому

и принадлежит честь разработки ее теоретиче ской и политико-экономической концепции, был Франсуа Кене (см.). К школе Ф., сложившейся вокруг Кене, принадлежали: Тюрго, Мерсье де ла Ривьер, Дюпон де Немур, Мирабостарший, Летрон, аббат Бодо и др. Все перечисленные представители школы Ф. являлись учениками Кене и были б. или м. выдающимися популяризаторами и пропагандистами физиократических идей. Тюрго (см.) развил и углубил учение Ф. «У Тюрго, — пишет Маркс, — мы находим физиократическое учение в самом развитом его виде» (Маркс, Теории прибавочной стоимости, т. I, 4 изд., стр. 48). Ф. не ограничивались разработкой только теоретических вопросов, но защищали вытекавшие из их теории практические мероприятия, старались влиять на экономическую политику, для чего завязывали связи, особенно в кругах, близких ко двору и правительству. Поприщем литературных выступлений Ф. был сначала правительственный «Журнал с. х-ва, торговли и финансов», затем их собственный, редактировавшийся Дюпон де Немуром журнал «Эфемериды».

Первым указал (в середине 19 в.) на великое значение Ф. в истории экономической мысли Маркс. По его указанию, учение Ф. является первой систематической концепцией капиталистического производства, а сами Ф., прежде всего Кене и за ним Тюрго, — бесспорными «отцами современной политической экономии» (Маркс, там же, стр. 36). — Почвой, на которой сложилось учение Ф., была Франция первой половины 18 века. Хозяйство Франции, на котором базировалась абсолютная монархия, достигшая своего расцвета в период царствования Людовика XIV, в первой половине 18 века пришло в упадок, а сел. х-во  — основа земледельческой Франции — быстро деградировало. Этому способствовала политика министра финансов" Людовика XIV — Кольбера (см.), который при полном игнорировании интересов сельского хозяйства пытался прежде всего расширить вывоз и внешние рынки Франции. Поощрение мануфактур экспортных изделий, предоставление им больших льгот и субсидий требовало немалых средств от государства. Стремление обеспечить себе внешние рынки и колонии привело к необходимости содержать многочисленную и дорогую армию и вести истощавшие франц. хозяйство войны.Наконец блестящий и пышный двор, особенно Людовика XIV, вызывал колоссальные расходы. Французское сел. х-во истощалось непомерными и разнообразными налогами в пользу казны, дворянства, духовенства, бюрократии, различными денежными повинностями, сеньориальными поборами, прямым обирательством финансистов-откупщиков. Истощение сельского хозяйства довершалось низкими ценами на продукты с. х-ва. Вывоз хлеба и сырья из страны был запрещен, ввоз их в страну был свободен.

Хлебная торговля была опутана сотнями ограничений и жестких мелочных регламентов.

Все это удерживало цены на низком, разорительном для с. х-ва уровне. Промышленность, стесненная крайне узким и постоянно сужавшимся из-за обнищания крестьянства внутренним рынком, регламентированная множеством ограничений, несмотря на покровительство, также начала приходить в упадок. Этому положению внутри страны соответствовали поражения Франции вовне. Англия к первой половине 18 в. с успехом вытесняла Францию с ее внешних рынков и колоний. Все это дискредитировало и привело к банкротству меркантилистическую политику Кольбера, к-рую все более широкие круги начинали считать виновницей всех бед. Началась резкая критика меркантилизма (см.) и усиленные поиски выхода из создавшегося положения.

Вопрос об источниках богатства, о путях его увеличения, о способах поднятия хозяйства вообще и в частности сел. х-ва встал со всей силой. Темы о ценах на хлеб, о налогах, о финансах, о значении сел. х-ва, проекты его подъема заняли политические салоны и стали господствующими в общественных кругах. Предреволюционная эпоха была насыщена проектами реформ, критикой современного строя, государства, общества, политики и хозяйства.

Во главе оппозиционного течения шли фило*софы-просветители  — «энциклопедисты». В это время выступили Кене и быстро сложившаяся вокруг него школа с их политико-экономической концепцией, на основе которой они дали ответ на возникшие общественные и экономические вопросы. Способ решения исторически возникшей задачи был дан объективным развитием Франции. В недрах феодализма пробивал себе путь капиталистический способ производства. Хотя слой выделившихся во французской деревне крепких предпринимательских хозяйств с наемным трудом был немногочисленен, но их преимущества были очевидны. Очевидность преимуществ этого типа хозяйств усиливалась примером Англии, где они были много более развиты и сел. хозяйство которой, по сравнению с французским, представлялось цветущим. Но способ решения задачи мог быть двоякий: революционный, т. е. путь свержения дворянства и передачи земли в собственность земледельцам, или «реформистский», т. е? приспособление дворянского землевладения к условиям развившихся капиталистических отношений. На последний путь встали Ф.

Общее учение Ф. покоится на идее естественного порядка и естественного права. Естественный порядок и право, по их учению, — творение бога. Бог, по словам Кене, «все устроил и предусмотрел в общем строе вселенной: люди могут внести сюда лишь беспорядок, и этот беспорядок, которого им следует избегать, может быть устранен лишь посредством точного соблюдения естественных зако-