Перейти к содержанию

Страница:БСЭ-1 Том 57. Феаки - Флор (1936).pdf/353

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница не была вычитана

нессанса — служила в основном интересам и вкусам окрепшей торговой буржуазии (Фландрии, Брабанта, Люксембурга), стремившейся к пышному и яркому искусству, в котором особенно привлекали мастерство и тонкость отделки.

Ф. ш. сыграла огромную роль в истории зап. европейской музыки, создав замечательные образцы полифонического стиля. Завершителем собственно Ф. ш. является Орландо ди Лассо (см.), крупнейший композитор 16 века, творчество которого имело общеевропейское значение.

В. Ферман.

ФЛАМАНДСКОЕ ИСКУССТВО, в тесном смысле слова — искусство Юж. Нидерландов, за исключением провинций с валлонским населением, т. е. Фландрии, Брабанта, Антверпена и Лимбурга. Обычно этот термин употребляется однако для обозначения искусства Южных Нидерландов в целом и при этом преимущественно для искусства Испанских Нидерландов в 17—18 вв., в противоположность голландскому искусству. Еще в 15 в., в силу различия условий исторического развития Сев. и Юж. Нидерландов, намечаются известные различия и в искусстве обеих областей, вследствие чего начало образования двух отдельных «национальных школ» относят иногда уже к этому времени. Эти различия выражены однако гораздо менее ярко, чем общие черты (как в искусстве, так и в других областях культуры), причем общность культуры распространяется и на соседние северо-французские области, входившие вместе с Нидерландами в состав Бургундского государства. В 16 веке единство основных художественных тенденций усиливается, и только с момента политического обособления Сев. Нидерландов (1609) черты различия получают решительный перевес, и из общего потока нидерландской художественной жизни выделяется голландское искусство как новое самостоятельное целое. Общепринято поэтому объединять искусство Сев. и Юж. Нидерландов в 15 и 16 вв. в единое понятие нидерландского, или старонидерландского искусства (см. Нидерландское искусство).

Живопись. Южные Нидерланды дважды переживали период высокого художественного расцвета — в 15 в. (Эйк, Вейден, Гус, Мемлинг) и в 17 веке (Рубенс, Ван-Дейк, Иордане, Броуер). Между этими двумя творческими эпохами лежит охватывающий почти целое столетие период сложного, богатого противоречиями развития, сводящегося в основном к окончательному преодолению средневекового церковно-феодального стиля и к выработке нового художественного языка, позволяющего выразить новое мировоззрение, которое вырастает на основах, заложенных Ренессансом. Хотя эта эпоха создала ограниченное число произведений крупного художественного значения [выдающийся мастер этого времени П. Брейгель (см.) занимает обособленное положение], тем не менее ее историческая роль очень велика. В особенности большое значение имеет она для Юж. Нидерландов. Ф. и. 17 в. непосредственно продолжило и развило ряд основных художественных тенденций этого времени в противоположность искусству буржуазной Голландии, резко порывающему с этими тенденциями и ставящему себе совершенно другие цели.

Хронологические границы между так наз. старонидерландским и фламандским искусством нельзя установить с точностью. Наиболее правильно проводить демаркационную линию спервых годов 17 в., т. е. с момента образования самостоятельной «голландской школы» и начала творчества Рубенса, как это делает большинство исследователей и как издавна принято в музейной практике.

Процесс перерождения старонидерландского позднеготического искусства, начинающийся с Массейса и Госсарта, сводится в своих основных чертах к выработке новых живописных жанров (история, аллегория, мифология, пейзаж, портрет, быт), исходящих из рационалистических предпосылок, которые резко контрастируют с традиционными формами старой религиозной живописи. Процесс этот шел по пути усвоения и использования основных завоеваний передового итал. искусства, дававшего готовое оружие для борьбы с готическим наследием. Он отличался чрезвычайной сложностью вследствие того, что самый характер заимствований менялся на разных этапах развития  — от попыток обогащения традиционных художественных образов отдельными новыми элементами (напр. ренессансные архитектурные формы при сохранении старой композиции у Л. Блонделя) до изменения самой структуры произведения (Ломбард, Флорис) и сознательного подчинения канонам римского и флорентийского позднего Ренессанса; само итал. искусство претерпевало в это время сложный путь развития от позднего Ренессанса через т. н. «маньеризм» к барокко, и процесс развития нидерландского искусства в очень значительной степени был обусловлен именно этим параллельным развитием итал. искусства. Наиболее важную роль сыграл здесь тот факт, что тесный контакт с Италией установился именно в период господства в Италии маньеризма, т. е. того реакционного, антинатуралистич. стиля, который распространился здесь с конца 20  — х гг. 16 века (Россо, Понтормо и др.) и являлся отражением растущей феодальной реакции. Усвоение канонов итал. возрождения шло поэтому в Нидерландах под воздействием усиливающегося маньеризма. Это обусловливалось в значительной степени еще тем, что в самом нидерландском искусстве были сильны собственные маньеристические тенденции, отражавшие живучесть готических традиций и ярко проявившиеся в 20  — х гг. 16 в. в творчестве т. н.

«антверпенских маньеристов 1520 г.» (группа Блеса). Сложные противоречия нидерландского искусства 16 века объясняются тем, что, несмотря на крупные успехи, достигнутые буржуазией в первой половине 16 в., господствующим классом оставалось земельное дворянство, значительно ослабленное в своих экономических позициях, но еще удерживавшее свои позиции в социальной и политической сфере. Идеология буржуазии в тот период отличалась компромиссным характером, ограничиваясь в области искусства попытками вложить новое содержание в традиционные дворянские формы. Все искусство 16 века было в большей или меньшей степени пропитано элементами маньеризма, которые легко вскрываются в творчестве таких буржуазных художников, как П. Артсен и даже П. Брейгель — наиболее самобытный и «национальный» мастер нидерландского искусства этого времени.

Окончательный переворот в нидерландском искусстве 16 в. выявляется в творчестве Гемскерка и Ломбарда, в произведениях которых находит выражение, с одной стороны, героически-патетическая струя маньеризма, с другой