Перейти к содержанию

Страница:БСЭ-1 Том 58. Флора - Франция (1936)-2.pdf/139

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница не была вычитана

полнительной власти, получал из рук последней своего председателя и регламент заседаний, имел в течение года максимум одну трехмесячную сессию. Сенат, состоявший из пожизненно назначаемых президентом членов, являлся «хранителем конституции» и ее толкователем, мог дополнять ее своими сенатусконсультами и отменять любое решение Законодательного корпуса. Гос. совет, представлявший собой высшую судебно-административную инстанцию, подготовлял по предложению министров . законопроекты и защищал их через своего представителя в Законодат. корпусе.

Министры назначались президентом, были только перед ним ответственны и не образовывали единого солидарного кабинета. Таким образом фактически вся полнота власти была сосредоточена в руках президента. Парламентаризм и все сопутствующие ему буржуазные «свободы» были уничтожены. «Исполнительная власть подчинила себе общество» (Маркс).

Предпринятое президентом вслед за изданием конституции турнэ по Франции, во время к-рого департаментские власти инсценировали манифестации в пользу восстановления монархии, завершилось ликвидацией последних, чисто формальных, признаков республики. В силу сенатус-консульта 7/XI 1852 Луи Наполеон принял наследственный в семье Бонапартов титул императора под именем Наполеона III и получил цивильный лист в 25 млн. Новый титул естественно не вносил существенных изменений в характер уже ранее установленной диктатуры, а был только ее внешним оформлением. Эта диктатура несмотря на свою кажущуюся независимость фактически опиралась на финансовую буржуазию, оказавшую ей мощную поддержку на бирже, и на консервативные слои собственнического крестьянства, видевшего в Луи Бонапарте в силу т. н. наполеоновской традиции защитника своих интересов и символ военной славы Франции.

Период «авторитарной» Империи (1852—1860). . Этот период длился в течение первых

8 лет, когда без изменений функционировал режим, установленный конституцией 1852. Происходившие время от времени выборы в Палату и муниципальные органы не нарушали кладбищенского спокойствия политической жизни во Ф. Предвыборная борьба исчезла, т. к. власти в центре и на местах фактически не допускали никаких кандидатур помимо официальных. К тому же обширные категории чем-либо подозрительных правительству лиц были вовсе лишены избирательных прав. Политически наиболее активные элементы, особенно из числа рабочих, сделались жертвами буржуазной реакции еще в предшествовавшие годы. Из буржуазных партий орлеанисты, представлявшие интересы банковского капитала, почти полностью перешли на сторону правительства; легитимисты — партия крупных землевладельцев, ослабленная союзом церкви с бонапартизмом, — временно отказались за редкими исключениями от всякой политической деятельности; только буржуазные республиканцы, используя прочные республиканские симпатии среди масс в больших: городах и промышленных районах, сумели частично восстановить свои связи, благодаря чему им удалось на выборах 1857 провести в Законодат. корпус 3, а на дополнительных выборах 1859 еще 2 своих кандидатов. Этот успех, достигнутый лишь к концу периода, имел только принци 616

пиальное значение, ибо выборы благодаря системе «официальных кандидатур» и неприкрытому давлению на волю избирателей давали неизменно огромное бонапартистское большинство. Деятельность Законодательного корпуса, ограниченная вотированием бюджета и нек-рых представляемых правительством законопроектов, утратила всякое политическое значение еще в виду непубличное™ его заседаний и запрета печатать отчеты о прениях. Закон о печати, который поставил выход газет в полную зависимость от произвола центральных и департаментских властей, устанавливал высокие залоговые взносы и затруднял распространение неправительственных органов, привел к ликвидации за редкими исключениями всей оппозиционной прессы. Высшая школа после удаления неугодных правительству профессоров превратилась в очаг реакционных и бонапартистских идей, средняя и низшая школы были отданы под опеку церкви и религиозных конгрегаций. Духовенство сохранило свободу слова, печати и собраний, в которых было отказано буржуазии, получило значительное приращение бюджета (до 7 млн.) за счет уменьшения бюджета народного образования и за 7 лет значительно увеличило свои кадры (священников с 48 тыс. до 52 тыс., монахинь с 34 тыс. до 89 тыс., семинаристов с 18 тыс. до 22, 8 тыс.). Экономическая политика Наполеона III служила интересам финансовой олигархии как опоры династии. Опасаясь безработицы и связанных с нею рабочих движений, Наполеон, следуя в этом традициям Первой Империи, предпринимает обширные строительные работы. С 1853 под руководством Сенского префекта Османа началась радикальная перестройка Парижа, затянувшаяся до конца Империи и потребовавшая огромных капиталовложений. При этом узкие улички и переулки, характерные особенно для рабочих районов Парижа и весьма благоприятные для разворачивания баррикадных боев, подвергались решительному уничтожению и заменялись широкими асфальтированными бульварами, облегчавшими комбинированные действия всех родов войск против революционеров. Аналогичные работы были организованы и в ряде других городов (в Бордо, Марселе, Гавре и пр.).

Чтобы компенсировать буржуазию за утрату политической власти и отвлечь ее внимание от политической деятельности, правительство всемерно поощряло грюндерство, ажиотаж, биржевые спекуляции. Вызвав к жизни в 1852—53 банки «Поземельного кредита», «Движимого кредита» и пр., оно могущественным образом способствовало концентрации капиталов. «Движимый кредит» например занимался гл. обр. акционированием предприятий и слиянием мелких компаний в крупные. Такие же цели преследовало и законодательство в области ж. — д. строительства: сведение 24 мелких ж. — д. компаний в 6 крупных, удлинение сроков их концессий до 100 лет и т. п. Благодаря этим мероприятиям спекулятивная горячка охватила самые широкие слои имущих классов, и в конце 50  — х гг. один буржуазный политик принужден был констатировать, что «буржуазия занята только погоней за деньгами». Наконец шовинистически настроенную мелкую буржуазию Наполеон III стремился занять зрелищем своих выступлений на международной арене и усилиями вернуть Ф. утерянную с 1815 руководящую роль в европейской политике. Бли-