Перейти к содержанию

Страница:БСЭ-1 Том 59. Францоз - Хокусаи (1935)-2.pdf/87

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница не была вычитана

хозяйстве Хорезма. После произведенного ими опустошения Хорезмский (Хивинский) оазис оправлялся медленнее, чем после монгольского в 13 в. Хозяйственный упадок Хорезма усиливался еще благодаря двум фактам более общего характера, во-первых, вследствие поворота главного рукава р. Аму-дарьи с 3. к В., от Каспийского опять в Аральское море (конец 16в.) и, во-вторых, благодаря перемещению мировых торговых путей: с открытием европейцами морского пути прежде в Индию, а затем на Дальний Восток — трудный по недостатку воды и опасный из-за кочевников великий караванный путь (так наз. «шелковая дорога») через китайский Туркестан и долину Аму-дарьи окончательно потерял свое мировое значение и продолжал обслуживать лишь местные рынки.

Главные торговые центры Хорезма — Ургенч и Везир — после поворота Аму-дарьи на восток оказались в безводной пустыне. Население Ургенча и Везира с окрестностями должно было постепенно выселяться, частью на Ю.-В., ближе к г. Хиве, к-рый в первой четверти 17 в. стал столицей ханства, частью на С.-В., в дельту Аму-дарьи. Кочевые завоеватели-узбеки, поселившись среди оседлого земледельческого населения Хивинского оазиса, сохранили свое родовое устройство и старые кочевые привычки; даже в городах они продолжали жить в кибитках. Что же касается оседлого коренного населения Хорезма, то оно попрежнему занималось земледелием, ремеслами и торговлей, но не было в состоянии прокормить многочисленный военный класс новых завоевателей.

Это вызвало усиленный спрос на рабский труд, набеги на соседние области и грабежи. Хивинское ханство уже вскоре после своего образования превратилось таким образом в разбойничье государство, правящей верхушкой которого являлся (до конца 17 в.) ханский род — династия основателей ханства: Ильбарса и Бал барса.

В X. господствующим классом являлась узбекская военная аристократия, к-рая вела в течение всего 16 и 17 вв. ожесточенную борьбу с ханами и их родом. Борьба эта отражала процесс феодализации,. охватившей гл. обр. те роды узбеков, к-рые стремились завладеть орошенной землей коренного туркменского населения вблизи торговых путей и городов. По мере того, как процесс феодализации захватывал все большее количество узбекских родов, борьба между узбеками и туркменами из-за земли и воды становилась все более напряженной; в эту борьбу втягивались как члены ханского рода, так и сами ханы, и тогда происходили массовые избиения или туркмен или узбеков: например в 1623 Асфендиар-хан хивинский с помощью туркмен произвел массовое избиение узбеков; чтобы отмстить за это в 1645 при Абуль-гази хане было произведено массовое избиение туркмен.

В результате этих кровопролитных столкновений, с одной стороны, окончательно окрепло феодальное землевладение узбеков, а с другой — все большее и большее число туркменземлевладельцев превращалось в кочевниковскотоводов пустыни. Хивинский оазис стал подвергаться частым и опустошительным набегам кочевых туркмен. Хива окончательно пришла в упадок. В начале 19 века в столице оставалось не более 40 семейств, а по некоторым известиям даже не более 15. После прекращения династии основателей ханства (в кон 530 це 17 века) ни один хан не мог прочно утвердить свою власть и основать династию: ханы приглашались то из Бухары то из казанских степей; но через несколько лет такого Приглашенного хана прогоняли обратно, а на его место призывали другого.

К концу 18 века хивинские ханы представляли собой не более, как декорацию; вся же действительная власть была сосредоточена в руках советника хана — инака, родового старейшины и военачальника одного из узбекских родов. В начале второй пол. 18 в. инаку Мухам. мед-Амину, старейшине крупного узбекского рода Кунграт, удалось совершенно отстранить хана от государственных дел и сделаться регентом. Это положение Мухаммед-Амин окончательно упрочил победой, одержанной им с помощью Бухары над туркменами-иомудами, к-рые в течение трех лет (1767—70) господствовали в X., подвергая ее страшному опустошению. Для Хивинского оазиса наступил период экономического подъема, связанный с процессом быстрого хозяйственного развития, к-рый переживала Европа в 18 в., в частности с укреплением торговых связей Ср. Азии с Европой.

Увеличение количества золота в Европе послужило толчком к чеканке в 18 в. (впервые после монголов) золотых монет в Ср. Азии. Хивинское ханство вновь втягивается в торговые сношения с Западом, причем эти сношения все более и более передвигаются с южных путей, через Персию, на северные  — через Россию. Интересы развивающейся торговли требуют сильной и прочной государственной власти. В начале 19 в. инак Ильтезер, внук Мухаммед-Амина, принимает титул хана и кладет начало новой Кунгратской династии, правившей до самого конца существования ханства. С подчинением вновь области Арала (т. е. дельты Аму-дарьи), отпавшей от X. в 18 в., преемником Ильтезера Мухаммед-Рахим-ханом (1811—14) было восстановлено политическое единство. Ханы новой династии стали привлекать туркмен к делу охраны границ государства: туркменским родам, принимавшим на себя эту службу, отводилась земля и в связи с этим туркмены стали оседать на окраинах Хивинского оазиса. В начале 20  — х гг. 19 века хивинскому хану подчинились восставшие против Бухары мервские туркмены (нынешний город Мерв был построен в 1824 хивинцами). Но и в первой половине 19 в. занятые туркменами оазисы Ахал и Атек наравне с местностью по рекам Теджену и Атреку подвергались частым нападениям со стороны хивинских узбеков. В 30. — х гг. 19 в. пределы Хивинского хамства простирались от впадения р. Сыр-дарьи в Аральское м., — на севере и до Кушки (нынешняя граница Туркменской ССР с Афганистаном) — на юге. К этому времени относятся начало оросительных работ, проводка новых каналов, ремонт старых и заброшенных и восстановление старого Ургенча (нынешний Куня-Ургенч). Столица ханства обстраивалась новыми зданиями (ханский дворец, мечети, мусульманские школы). В 40—60  — х годах 19 в. опять возобновилась затихшая было борьба и с Бухарой и с туркменами.

В борьбе с этими последними пали в 1855 один вслед за другим два хивинских хана. Хивинцы воздвигали плотины, чтобы отрезать туркмениомудов от воды. Эти меры заставили иомудов в 1860 просить мира, но война скоро возобновилась; хивинцы снова стали строить заградительные плотины, и так продолжалось вплоть