Перейти к содержанию

Страница:БСЭ-1 Том 65. Эфемериды - Яя (1931)-1.pdf/48

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница была вычитана

ставлявший ее интересы король попытались ликвидировать назревавший кризис физическим устранением руководства хорватской крестьянской партии и в первую очередь Радича. 20/VI 1928 Пуниша Рачич, депутат великосербской радикальной партии, несколькими выстрелами с трибуны парламента убил Павла Радича и еще одного депутата хорватской крестьянской партии и тяжело ранил Степана Радича, к-рый через нек-рое время умер в Загребе от ран. Однако результаты устранения Радича оказались совершенно противоположными тому, чего ожидала правящая клика. Июньская перестрелка в белградской скупщине всколыхнула широчайшие массы крестьянства не только в Хорватии, но и во всех несербских областях. Компартия воспользовалась моментом, чтобы выйти из подполья, и возглавила движение протеста в Белграде и всеобщую забастовку в Загребе. Кровавая демонстрация в Белграде и баррикады в Загребе ясно говорили о серьезности положения. 28/VIII 1928 лидер словенской народной партий ксендз Корошец сформировал правительство, в состав которого вошли представители демократической и радикальной партий, а также боснийской мусульманской партии (Спаго). Все попытки сербской буржуазии договориться с руководством крестьянско-демократической коалиции не имели никакого успеха, ибо могучее массовое движение не позволило последнему пойти на компромисс. Крестьянско-демократическая коалиция покинула парламент, объявила «социальный бойкот» Белграду, заявив, что она порывает с ним все связи и признает лишь «персональную унию» с королем (лозунг «король и народ»).

При таких обстоятельствах для крупной буржуазии оставался только один выход — фашистская диктатура. На этот путь ее толкали не только соображения внутренней политики, но и страх перед Италией и Венгрией, начавшими стягивать свои войска на границах Хорватии на случай ее отделения от Сербии, и сильный нажим Франции и Англии, проведению империалистических планов к-рых на Балканах и против СССР мешало продолжительное выбытие из строя столь послушного вассала, как Ю.

6/I 1929 король Александр издал манифест, к-рым устанавливалась военно-фашистская диктатура. Король объявил, что отныне он берет всю гос. власть в свои руки. Был разогнан парламент, распущены все местные самоуправления, запрещены все политические партии и все культурно-просветительные организации, носящие национальный характер, закрыты все крестьянские газеты и сформировано правительство во главе с генералом П. Живковичем, начальником королевской гвардии и вождем «Белой руки» (нелегальной офицерской организации). В состав правительства вошли представители сербского и хорватского финансового капитала, а также крупных помещиков. Перевороту предшествовала поездка короля Александра в Париж, где единственной абсолютной монархии в Европе обещана была полная поддержка со стороны «демократической» республиканской Франции, взамен за беспрекословное подчинение всей внешней и внутренней политики Ю. интересам франц. империализма.

Военно-фашистская диктатура еще больше усилила гегемонию сербской крупной буржуазии. Однако в виду чрезмерной узости социальной базы диктатуры, все углубляющегося аграрного кризиса, переплетающегося с промышл. кризисом, и необходимости демонстрировать единодушное одобрение нового режима всеми народами Ю., диктатура с первых же дней своего существования взяла курс на объединение крупного капитала всех областей Ю. и на привлечение на свою сторону помещичье-кулацкой верхушки деревни. В соответствии с этим военно-фашистское правительство Ю. проявило большую активность по поддержке крупных кулацких хозяйств (закон о развитии сел. х-ва и скотоводства, стандартизация вывозимых с.-х. продуктов, создание аграрного банка, создание общества по экспорту с.-х. товаров и т. д.). Такая «поддержка» деревни только усилила процесс расслоения и пауперизации широких середняцких и бедняцких крестьянских масс, а следовательно и процесс их революционизирования. Вместе с тем правительство всячески старается привлечь на свою сторону кулацкие элементы руководства прежних крестьянских партий и организаций. Ряд переметнувшихся крестьянских вождей назначается правительственными комиссарами, членами назначенных городских «самоуправлений» и т. д.

Одновременно диктатура, острие к-рой направлено против национально-революционного крестьянского движения, повела наступление на рабочий класс в целом и развила бешеную активность в деле преследования компартии и остатков национально-революционных организаций. За два года фашистской диктатуры убито 97 активнейших членов компартии, 923 искалечено в тюрьмах и 9.326 заключено в тюрьмы на многие годы. В середине 1929 фашистское правительство организовало процесс против руководства хорватской крестьянской партии, обвиняя ее в террористической деятельности. Многие из обвиняемых были осуждены.

Загнав компартию в глубокое подполье и применяя систему белого террора по отношению к национально-революционному движению, фашистское правительство деятельно занялось созданием единого государства национального угнетения. Все важнейшие законы были пересмотрены и унифицированы для всех частей государства. 3/Х 1929 прежнее государство сербов, хорватов и словенцев было переименовано в королевство Ю. Одновременно уничтожены были все следы старого деления на провинции. Вся Ю. разделена на 9 бановин. Хорватия и остальные провинции вразрез со всеми историческими особенностями разделены между несколькими бановинами. Т. о. искусственно, под давлением жесточайшего террора и свирепейшей политики сербизации, удалось получить сербское большинство в 6 бановинах (см. Государственный строй). Далее законы, защищавшие хоть в какой-нибудь мере интересы рабочих, были либо вообще отменены либо ухудшены.