Перейти к содержанию

Страница:БСЭ-1 Том 65. Эфемериды - Яя (1931)-1.pdf/70

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница была вычитана

рассчитывать на помощь Ост-Индской компании, что как-раз в это время ее собственное положение сильно пошатнулось. Совокупность всех этих условий вызвала в 1795 восстание фермеров. Власть компании была низвергнута, и провозглашены были самостоятельные республики. В это время колония насчитывала 16 тысяч белых и 17 тысяч рабов (количество свободных туземцев определению не поддается), и это ничтожное население занимало вместо первоначального форта на берегу Столовой бухты огромную территорию, простиравшуюся до Большой Рыбьей реки.

Второй период. Однако Южной Африке не удалось встать на путь самостоятельного развития, ибо в результате двух англ. оккупаций (1795 и 1806) Венский конгресс (1814—15) закрепил Юж. Африку за Англией, к-рой пришлось при этом выплатить Голландии 6 млн. фунтов за Юж. Африку и за часть Гвианы. Англичане установили еще более деспотический режим, чем тот, к-рый господствовал во времена Нидерландской компании. При этом в противовес враждебному бурскому элементу была организована британская колонизация Юж. Африки, куда в 1820 прибыло ок. 5 тыс. англ. колонистов. Это вызвало сильное недовольство среди буров, так как обострило пастбищный голод. В то время Юж. Африка интересовала англ. буржуазию лишь как важный стратегический пункт на пути в Индию, и англичанам не было никакого расчета вмешиваться в конфликты буров с туземцами и оказывать первым поддержку против последних. Лондонское правительство прямо даже отказалось санкционировать захват области между рр. Кей и Кейскамма, произведенный местными колониальными властями в результате так наз. кафрской войны 1834—35. Тогда буры в 1835—37 в большом количестве двинулись на свой страх и риск на С. и В., частью за Оранжевую и дальше, за Вааль, а частью в Наталь,— уходя от британского правительства и вместе с тем отыскивая новые пастбища для своего скота. Однако лишь в Трансваале и Оранжевой бурам удалось основать фактически самостоятельные республики. Наталь же был в 1845 аннексирован англичанами.

В 1848 верховный комиссар Юж. Африки сер Гарри Смит,— типичный представитель колониальной военщины, ветеран испанской войны и участник бесчисленных колониальных экспедиций,— воспользовавшись раздорами между Оранжевой республикой и племенем базуто, включил Оранжевую республику в число британских владений. Он намеревался точно так же поступить и с Трансваалем, но англ. правительство отказалось санкционировать этот захват. Зато Смиту удалось захватить в результате новой кафрской войны область между Кеем и Кейскаммой (1847), из к-рой был образован протекторат «Британская Кафрария» (в 1865 присоединен к Капской колонии). Английское владычество вызвало массовое вымирание туземного населения этой области (за исключением племени базуто, превращенного в своеобразную агентуру британского империализма), т. к. лучшие земли отбирались у туземцев и передавались белым колонистам. Однако из всех аннексий Смита была удержана лишь Кафрария. Смит был отозван из Юж. Африки, и вслед затем Трансвааль и Оранжевая получили подтверждение своей независимости (в 1852 и 1854). Т. обр. в течение всего периода с 1815 по 1868 англичанами были аннексированы лишь Наталь, часть британской Кафрарии между Кеем и Кейскаммой и Базутоленд (область племени базуто), что означает сильное замедление экспансии как по сравнению с эпохой 1795—1815, так и с позднейшим временем.

Экспансия происходит в эти годы преимущественно по инициативе местных властей, а правительство метрополии идет на расширение англ. владений в Юж. Африке с колебаниями, не усматривая в них никакой выгоды для англ. буржуазии. В 1850 Тайный совет даже вынес постановление о полном прекращении всякой дальнейшей экспансии в Южной Африке. Не находят одобрения и проекты преемника Смита — сера Дж. Грея, пытавшегося сохранить обе бурские республики в составе империи путем образования Южно-Африканской федерации под эгидой Англии. Однако, отказываясь от экспансии в глубь материка, англ. правительство цепко держалось за побережье (аннексия Наталя — важной торгово-стратегической позиции на пути в Индию). Во все это время базой английского владычества служила Капская колония. До 1854 управление ею носило чисто бюрократический характер. Во главе администрации стоял губернатор, который с 1846 совмещал в своем лице и новую должность верховного комиссара Юж. Африки; он координировал деятельность губернаторов Капа и Наталя, следил за соблюдением англ. интересов в бурских республиках и за сношениями с негритянскими племенами и царьками. В 1854 Капская колония получила представительные учреждения. В 1856 они были введены и в Натале. Однако права доминиона Кап получил лишь в 1871, а Наталь только в 1893.

Третий период. С 70-х гг. колониальную политику эпохи пром. капитализма в Англии сменяет империалистическая политика. С этим совпадает по времени рост самостоятельного экономического значения Юж. Африки для английской буржуазии. В 1867 были открыты алмазы близ Кимберли. В патриархальную страну фермеров-скотоводов хлынул поток предпринимателей, авантюристов и спекулянтов. Юж. Африка сразу превратилась в одну из важнейших сфер приложения англ. капитала: в результате одновременно повышалось конечно и ее значение как рынка сбыта. Алмазы были открыты на территории племени Гриква (East Griqualand), на к-рую имела претензии и Оранжевая республика. В 1871 правительство попросту предписало губернатору Капа занять эту территорию, отвергнув арбитраж, предложенный правительством Оранжевой, и уплатив в 1876 ей взамен 90 т. фунтов. С этого времени начинается безудержная захватническая политика в Юж. Африке. Кабинет Дизраели (1874—80) ставит себе широкую задачу — исправить «ошибку» 50-х гг. и в 1877 прокламирует аннексию