Страница:БСЭ-1 Том 65. Эфемериды - Яя (1931)-2.pdf/87

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница не была вычитана

толчком к дальнейшему проникновению японских торговцев на внешние рынки — в Формозу, Филиппины, в Индо-Китай.

Соприкосновение с европейцами имело еще одно последствие: в Я. появилось огнестрельное оружие. Первыми привезли его португальцы, и с тех пор оно стало главным предметом их ввоза. Спрос на огнестрельное оружие был очень велик: феодалы наперерыв стремились приобретать его. Вскоре японцы стали и сами изготовлять его: в г. Сакай было организовано довольно крупное производство; за изготовление оружия взялись и нек-рые монастыри(Нэнгоро-дэра). Распространение огнестрельного оружия произвело полный переворот в военном деле. Изменилась прежде всего техника боя. Раньше бой вели гл. обр. всадники, а пехотинцы  — крестьяне играли подсобную роль при конном самурае. Теперь же роль конного самурая ослабела и, наоборот, главную ценность стали представлять солдаты-профессионалы, асигару, из крестьян. Поэтому князья начали теперь формировать уже не чисто самурайские, а скорей крестьянские отряды.

Вместе с тем появились новые замки, окруженные крепкими стенами, валами и рвами; они теперь играли роль военно-опорных и политически-административных центров, и при них стали развиваться настоящие города.

Вслед за европейскими купцами явились иезуиты. Вначале южные князья охотно принимали иезуитов, давали им разрешения на свободную проповедь, на открытие школ и церквей, и даже сами принимали христианство и обращали в него своих вассалов. Причина успеха католицизма лежала гл. обр. в том, что князья рассматривали принятие католической религии как средство закрепить выгодные им торговые связи с европейцами, а также приобрести сильных союзников в борьбе с другими феодалами — соперниками. Миссионерская деятельность была запрещена позднее Хидэёси. 1 В результате всех этих событий мощь торгового капитала, взращенная внешней торговлей, необычайно усилилась. Купцы городов Нагасаки, Киото, Сакай, Хаката и др. ведут крупную торговлю с китайцами и европейцами, проникают на отдаленные рынки, основывают фактории и агентства в разных странах Тихого океана, даже пытаются завязать торговые сношения с Мексикой (конец 16 и начало 17 вв.). Растет также внутренняя торговля, но ей мешает раздробленность страны.

Купцы вмешиваются в борьбу феодалов друг с другом, поддерживают всякие тенденции к уменьшению феодальных перегородок. Объединительный процесс, который наметился уже в 15 веке (переход от феодального поместья к княжеству), в 16 веке на основе роста торгового капитала, а также при деятельной поддержке торговой буржуазии еще более усилился.

В первой половине этого столетия властитель одного из 6-^7крупных феодальных княжеств, образовавшихся к тому времени, претендовал на звание «короля Я.».

Во второй половине 16 в. один из феодалов, Ода Набунага, пытался силой оружия объединить страну. Выполняя требования тор 630

гового капитала, он в завоеванных районах уничтожал внутренние заставы, проводил дороги, отменял местные налоги и местные суды, вводил строгие кары против разбойников.

После убийства Набунага его дело продолжал его генерал Тоётоми Хидэёси, которому удалось справиться со всеми феодалами и сделаться неограниченным диктатором страны. Мероприятия Хидэёси были также надавлены на удовлетворение требований торгового капитала. Он ввел новый кадастр, упорядочил и унифицировал способы исчисления земельных налогов; с другой стороны, он предпринял грандиозный завоевательный поход за пределы страны. Его программа была: завоевать Корею, Китай, Формозу и Филиппины, перенести столицу в Китай, в г. Нинбо, и оттуда управлять всей этой огромной империей. Но ему удалось, и то ненадолго, лишь захватить Корею, чем и закончилась первая завоевательная попытка японского торгового капитала.

Эта неудача предопределила характер следующего третьего этапа. Буржуазия, выросшая из внешней торговли, отошла на задний план вследствие истощения накопленных средств в долгих войнах Хидэёси (особенно же в Корейской экспедиции, потребовавшей колоссальных для того времени затрат) и прекращения самой внешней торговли как с Китаем (вследствие тех отношений, к-рые установились с ним после завоевательной попытки японцев), так и с европейцами из-за неспокойной обстановки на морских путях и запрещения Хидэёси миссионерской пропаганды. Напротив, внутренняя торговля, не достигшая еще такого развития, как внешняя, имела в связи с объединением страны все шансы на быстрый прогресс.

В то же время произошли изменения и в лагере феодалов. Хозяйственное разорение, причиненное теми беспрерывными войнами, к-рые велись в ю.-з. части Я., а также отходом крестьян в войска, падение внешней торговли — этого огромного источника доходов, наконец истончение военных сил, — все это ослабило ю.-з. феодалов. Владения же восточных феодалов были менее разорены войной, их земледельческая основа была менее подорвана. В результате обозначился своеобразный рецидив феодализма, в виду успешного наступления менее затронутого торговым капиталом С.-В. на торговый Ю.-З. Это определило характер третьего этапа(начало 17 в.), к-рый соединен с двумя именами: Токугава Иэясу (генерала Хидэёси), сумевшего после смерти своего начальника снова под титулом сёгуна захватить (с 1600) в свои руки руководство процессом объединения, и Токугава Иэмицу, к-рый добился стабилизации всего строя и закрепил в юридических нормах создавшиеся (1639) общественные отношения.

Все финансовые исчисления в стране были переведены на рис — этот основной вид продукции феодальных владений, и главная единица меры риса «коку» (1, 8 гл) стала основной денежной единицей. Земельный фонд был закреплен за феодалами в форме особых владений, к-рые европейские историки обычно называют кланом («хан»). Доходы кланов также исчислялись в коку риса: глава