Страница:Бичер-Стоу - Хижина дяди Тома, 1908.djvu/12

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница была вычитана


VIII

вать имъ своихъ военноплѣнныхъ. Разные начальники и „короли“, которые едва-ли гдѣ-нибудь пользовались такою неограниченною властью, какъ въ Африкѣ, нашли, что, вмѣсто казни преступниковъ и ослушниковъ, гораздо выгоднѣе сбывать ихъ европейцамъ; кредиторы вели на продажу своихъ несостоятельныхъ должниковъ, бѣдняки — своихъ сыновей и дочерей, которымъ не хватало пропитанія, мужья — нелюбмыхъ женъ. Въ разныхъ пунктахъ африканскаго берега устраивались рынки невольниковъ, куда несчастныхъ пригоняли, точно скотъ на продажу. Иногда цѣлые караваны приходили съ ними изъ внутреннихъ областей Африки. По палящему зною африканскихъ пустынь ихъ гнали связанныхъ по рукамъ съ наложенными на шею развилками. На рынкѣ торговцы осматривали ихъ, отбирали столько мужчинъ и женщинъ, сколько кому было нужно, и немедленно отправляли свою покупку подъ стражей на корабль, ожидавшій у берега. Эти корабли извозили живой товаръ по разнымъ портамъ южной и сѣверной Америки.

Негры оказались самыми податливыми работниками на плантаціяхъ. Во-первыхъ, они отличаются физическою силою, выносливостью и способностью противостоять вреднымъ вліяніямъ тропическаго климата, особенно маляріи, горячкѣ и дизентеріи; во-вторыхъ, въ характерѣ ихъ преобладаетъ незлобивость, кротость и веселость. Правда, они непредусмотрительны, непостоянны и подвижны, однообразная работа скоро утомляетъ ихъ, но противъ этой «лѣни» европейцы успѣшно боролись съ помощью бичей и розогъ.

Перевезенные въ чужую страну, ни языка, ни обычаевъ которой они не знали, поступившіе въ полную собственность человѣка, не связаннаго съ ними ни народностью, ни религіей человѣка смотрѣвшаго на нихъ, какъ на существа низшіе, мало чѣмъ отличающіяся отъ животныхъ, негры сразу смирились и готовы были исполнять всѣ приказанія своего господина. Эта покорность, вмѣсто того чтобы смягчать господъ, только развивала ихъ властолюбіе. Они требовали отъ негровъ гораздо большаго количества труда, чѣмъ давали имъ бѣлые рабочіе; надсмотрщики иначе не являлись въ поле, какъ вооруженные бичами, малѣйшая остановка, малѣйшее промедленіе въ работѣ наказывалось полновѣсными ударами; всякій ропотъ, всякое выраженіе недовольства вызывали страшныя наказанія.

Отношеніе къ рабовладѣнію и работорговлѣ въ южныхъ и въ сѣверныхъ американскихъ колоніяхъ Англіи было съ са-


Тот же текст в современной орфографии

вать им своих военнопленных. Разные начальники и „короли“, которые едва ли где-нибудь пользовались такою неограниченною властью, как в Африке, нашли, что, вместо казни преступников и ослушников, гораздо выгоднее сбывать их европейцам; кредиторы вели на продажу своих несостоятельных должников, бедняки — своих сыновей и дочерей, которым не хватало пропитания, мужья — нелюбмых жен. В разных пунктах африканского берега устраивались рынки невольников, куда несчастных пригоняли, точно скот на продажу. Иногда целые караваны приходили с ними из внутренних областей Африки. По палящему зною африканских пустынь их гнали связанных по рукам с наложенными на шею развилками. На рынке торговцы осматривали их, отбирали столько мужчин и женщин, сколько кому было нужно, и немедленно отправляли свою покупку под стражей на корабль, ожидавший у берега. Эти корабли извозили живой товар по разным портам южной и северной Америки.

Негры оказались самыми податливыми работниками на плантациях. Во-первых, они отличаются физическою силою, выносливостью и способностью противостоять вредным влияниям тропического климата, особенно малярии, горячке и дизентерии; во-вторых, в характере их преобладает незлобивость, кротость и веселость. Правда, они непредусмотрительны, непостоянны и подвижны, однообразная работа скоро утомляет их, но против этой «лени» европейцы успешно боролись с помощью бичей и розог.

Перевезенные в чужую страну, ни языка, ни обычаев которой они не знали, поступившие в полную собственность человека, не связанного с ними ни народностью, ни религией человека, смотревшего на них, как на существа низшие, мало чем отличающиеся от животных, негры сразу смирились и готовы были исполнять все приказания своего господина. Эта покорность, вместо того чтобы смягчать господ, только развивала их властолюбие. Они требовали от негров гораздо большего количества труда, чем давали им белые рабочие; надсмотрщики иначе не являлись в поле, как вооруженные бичами, малейшая остановка, малейшее промедление в работе наказывалось полновесными ударами; всякий ропот, всякое выражение недовольства вызывали страшные наказания.

Отношение к рабовладению и работорговле в южных и в северных американских колониях Англии было с са-