Перейти к содержанию

Страница:Брэмъ А.Э. - Жизнь животныхъ. Т.1 - 1893.pdf/128

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница была вычитана
110
„ЖИЗНЬ ЖИВОТНЫХЪ“ БРЭМА.

тому что они повторяютъ только разсказы туземцевъ; а эти послѣдніе желали воспользоваться любопытствомъ европейцевъ, заинтересованныхъ данными обезьянами, чтобы выгоднѣе продать ихъ, и потому, естественно, изо всѣхъ силъ расхваливали свой товаръ, - какъ это дѣлаютъ въ нашихъ звѣринцахъ.

Благодаря превосходнымъ изслѣдованіямъ Уэллеса, мы имѣемъ теперь о жизни орангъ-утана на свободѣ такія подробныя свѣдѣнія, какихъ нѣтъ о другихъ человѣкообразныхъ обезьянахъ. Названный путешественникъ имѣлъ полную возможность изучить животное и сравнить сообщенія туземцевъ со своими собственными наблюденіями. Къ чести его предшественниковъ, изъ которыхъ многіе, а именно: Овенъ, Кессель и Брукъ, положили не мало труда, чтобы очистить описаніе орангъ-утана отъ басней и заблужденiй, я долженъ сказать, что Уэллесъ хотя и передаетъ только собственныя наблюденія, но въ существенномъ подтверждаетъ сообщения своихъ предшественниковъ.

«Извѣстно», говорить онъ, «что орангъ-утанъ живетъ на Суматрѣ и Борнео и имѣется достаточное основаніе думать, что область распространения его ограничивается этими двумя большими островами. Впрочемъ, на первомъ встрѣчаютъ его гораздо рѣже, чѣмъ на послѣднемъ: здѣсь онъ наиболѣе распространенъ. Орангъ-утанъ водится въ обширныхъ мѣстностяхъ юго-западнаго, юго-восточнаго, сѣверо-восточнаго и сѣверо-западнаго морского берега, но живетъ исключительно въ низменныхъ и болотистыхъ лѣсахъ. Въ Садонгѣ его можно встрѣтить только на ровныхъ, обильныхъ водою и поросшихъ первобытнымъ высокимъ лѣсомъ мѣстностяхъ. Надъ болотами возвышаются многія, отдѣльно стоящiя горы, обитаемыя отчасти даяками, которые разводять здѣсь плодовыя деревья. Эти сады служать для меясовъ завлекательной приманкой; они посѣщають ихъ, чтобы поживиться плодами, но на ночь удаляются постоянно назадъ, въ болотистый лѣсъ. Во всѣхъ мѣстностяхъ, гдѣ почва нѣсколько возвышена и суха, орангъ-утанъ не водится; Онъ встрѣчается, напримѣръ, въ глубокихъ низкихъ долинахъ рѣки Саравакъ, а у устья, гдѣ замѣтны приливъ и отливъ, его не видно, потому что нижняя часть долины Саравакъ болотиста, но не вездѣ покрыта высокимъ лѣсомъ, а большею частью поросла низкими пальмами. Вблизи же города Саравакъ почва суха и холмиста и на ней небольшими участками растетъ первобытный лѣсъ и встрѣчаются джунгли. Большая площадь непрерывнаго и равномѣрно высокаго первобытнаго лѣса является условіемъ для благоденствія нашей обезьяны. Такіе лѣса все равно, что открытое поле; по нимъ она движется въ какомъ угодно направленіи съ такой же легкостью, какъ индiйцы путешествуютъ по степямъ, а арабы по пустынямъ. Она переходитъ съ вершины одного дерева на другое и никогда не спускается на землю. Высокія сухія мѣстности, съ прогалинами вслѣдствіе вырубки деревьевъ, поросшія низкими джунглями, конечно, являются вполнѣ при годными для человѣка, но не удобны для того своеобразнаго способа движеній, какимъ пользуется наше животное: на такихъ мѣстахъ оно можетъ подвергнуться многимъ опасностямъ. Вѣроятно также, что въ этой области встрѣчаются плоды въ большомъ разнообразіи, потому что небольшiя разбросанныя горы служатъ туземцамъ садами и мѣстами для насажденiя растеній, такъ что деревья горныхъ странъ могутъ съ успѣхомъ произрастать среди болотистой равнины.

«Видѣть спокойное шествiе меяса черезъ лѣсъ составляетъ рѣдкое и поразительное зрѣлище. Онъ идетъ осторожно вдоль какого-нибудь изъ самыхъ большихъ сучьевъ, въ согнутомъ положеніи, вслѣдствіе значительной длины своихъ рукъ и относительной короткости своихъ заднихъ конечностей, и двигается такъ же, какъ и всѣ сродныя ему обезьяны, т. е. ходитъ не на подошвахъ, а на кулакахъ. Повидимому,