Перейти к содержанию

Страница:Верхоланцев. Городъ Пермь, его прошлое и настоящее. 1913.pdf/149

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница была вычитана



Зимой по праздникамъ происходили катанья Пермскихъ гражданъ по Сибирской улицѣ. Наиболѣе зажиточные катались на рысакахъ, запряженныхъ въ казанскія сани, съ медвѣжьимъ одѣяломъ. У саней прежде устраивались «запятки», или мѣсто для стоянія. По словамъ старожиловъ, Пермскіе донъ-жуаны и кавалеры, увидѣвъ знакомую катающуюся барышню, вскакивали на «запятки», здоровались и разговаривали во время катанія, стоя на «запяткахъ». Наговорившись и простившись, они соска­кивали и вскакивали къ другимъ. Ѣздили катающіеся медленно, лошадь за лошадью, чтобы разсмотрѣть знакомыхъ.

На масленицѣ для катанія избирался Проспектъ, или Кунгурская улица, гдѣ въ послѣдніе дни масленицы игралъ воен­ный оркестръ. Кататься сюда пріѣзжали не только обыватели Перми, но и Мотовилихи и окрестныхъ селъ и деревень, напри­мѣръ, Верхнихъ Мулловъ. Катались тогда на тройкахъ, обычно приготовляемыхъ ямщиками-татарами, при этомъ лошади укра­шались цвѣтами, бубенчиками,лентами и расписной дугой. Сзади кошевы, т. е. большихъ саней съ двумя скамьями, обычно красо­вался персидскій или тюменскій коверъ съ изображеніемъ сценъ изъ жизни, животныхъ и цвѣтовъ. Катанье обычно кончалось въ прощеный день при первомъ ударѣ соборнаго колокола къ вечернѣ, когда большинство ѣхало въ соборъ. Молодежь дѣлала города изъ снѣгу и брала ихъ съ бою, каталась съ горы Слудки на санкахъ на Каму и въ городъ. Тѣ же, кто не имѣлъ воз­можности кататься, гуляли или сидѣли на лавочкахъ у домовъ, грызя подсолнечное сѣмя или кедровые орѣхи. Послѣднее заня­тіе у пермяковъ въ шутку называлось «сибирскимъ разговоромъ». Лѣтомъ же ѣздили на узкихъ дрожкахъ, гдѣ могли сидѣть четверо, а нѣкоторые мужчины, особенно военные, ѣздили на нихъ, сидя верхомъ, спустивъ ноги въ противоположныя стороны. На Пасхѣ на очень длинныхъ дрогахъ ѣздили пѣвчіе разныхъ церквей «съ концертомъ» по купеческимъ домамъ.

На святкахъ Пермская молодежь маскировалась, ходила по домамъ знакомыхъ, а иногда и вовсе незнакомыхъ, танцовали безъ конца подъ гармошку кадриль, хоронили золото, играли въ туалетъ (?!), въ фанты, иногда разыгрывали шайку разбойни­ковъ. На Пасхѣ качались на веревочныхъ и круглыхъ качеляхъ