Перейти к содержанию

Страница:Восемьдесят тысяч вёрст под водой (Жюль Верн, пер. Марко Вовчок, 1870).djvu/469

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница не была вычитана


- 378 —

— Собственными своими глазами.

— Гдѣ же это?

— На Санъ-Мало, отвѣчалъ невозмутимо Консейль.

— Въ портѣ? подтрунилъ Недъ Лендъ.

— Въ церкви! проговорилъ Консейль.

— Какъ въ церкви? удивился канадецъ.

— Да, другъ Недъ: вышереченный осьминогъ изображенъ тамъ на картинѣ.

Недъ Лендъ разразился громкимъ смѣхомъ.

— Я объ этомъ слышалъ, сказалъ я. Сюжетъ картины заимствованъ изъ легенды, а извѣстно на сколько можно полагаться на легенду въ научныхъ вопросовъ. Къ тому же, когда дѣло идетъ о чудовищахъ, то въ изображеніи ихъ всегда участвуетъ фантазія. Не только распространилось убѣжденіе, что осьминогъ можетъ увлечь на дно корабль, но Олаусъ Магнусъ говоритъ даже о главоногѣ, длиною въ милю, который похожъ скорѣе на островъ, чѣмъ на животное. Разсказываютъ также, что епископъ нидросскій поставилъ однажды алтарь на огромномъ утесѣ. По окончаніи обѣдни, утесъ вдругъ тронулся и вернулся въ море. Утесъ этотъ былъ осьминогъ.

— Больше ничего? спросилъ канадецъ.

— Нѣтъ еще есть, отвѣчалъ я: другой епископъ, Понтонниданъ Бергенскій также упоминаетъ объ осьминогѣ, на спинѣ котораго учился пѣхотный полкъ.

— Молодцы были разсказывать! замѣтилъ Недъ Лендъ.

— Наконецъ, древніе натуралисты говорятъ о чудовищахъ, пасть которыхъ походила на заливъ, и они были такихъ размѣровъ, что не могли пройти чрезъ Гибралтаръ.

— Вотъ каковы! разсмѣялся канадецъ.

— Но что вѣрнаго въ этихъ разсказахъ, съ позволенія ихъ чести? спросилъ Консейль.

— Ничего, друзья мои;, все, что переступаетъ предѣлы вѣроятнаго то басня или легенда. Воображеніе разсказечика, всегда, впрочемъ, разыгрывается на чемъ либо существующемъ. Вѣрно то, что есть осьминоги и летучія волосатки очень большихъ размѣровъ, но менѣе однакожъ породы китообразныхъ. Аристотель свидѣтельствуетъ о летучей волосаткѣ линою въ пять локтей. Наши рыбаки видаютъ нерѣдко такихъ животныхъ