Страница:Гегель. Сочинения. Т. VII (1934).djvu/207

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница была вычитана
203
ОТДЕЛ ПЕРВЫЙ. СЕМЬЯ


Прибавление. Человек не обладает инстинктивно тем, чем он дол­жен быть, и ему приходится сначала приобрести себе эти свойства. На этом основывается право детей получить воспитание. Точно так же обстоит дело с народами, управляемыми патриархальными прави­тельствами. Здесь люди получают пропитание из складов и не рас­сматриваются как самостоятельные, совершеннолетние. Услуги, ко­торые родители в праве требовать от своих детей, могут поэтому иметь своей целью лишь их воспитание и относиться лишь к последнему: они не должны превращаться в нечто самодовлеющее, ибо из всех вообще безнравственных отношений — отношение к детям как к рабам есть самое безнравственное. Главным моментом воспитания является дисциплина, смысл которой — сломить своеволие детей, что­бы истребить чисто чувственное и природное. Не надо думать, что здесь можно обойтись добротой, ибо как раз непосредственная воля действует, руководясь непосредственными причудами и прихотями, а не основаниями и представлениями. Если детям излагают основа­ния, то предоставляют им признать или не признать эти основания и ставят поэтому все в зависимость от их каприза. То обстоятельство, что родители составляют всеобщее и существенное, влечет за собою необходимость послушания детей. Если не питать в детях чувства подчиненности, вызывающего в них стремление стать большими, они делаются назойливыми и начинают умничать.

§ 175

Дети суть в себе свободные, и жизнь есть непосредственное налич­ное бытие лишь этой свободы; они не принадлежат поэтому как вещи ни другим, ни родителям. Их воспитание в семье имеет своим положи­тельным назначением доведение нравственности в детях до непосредственного, еще лишенного противоположностей ощущения, чтобы душа прожила свою первую жизнь в этом чувстве как в основе нравственной жизни, прожила ее — в любви, доверии и послушании. Но помимо этого, оно имеет в семье же своим отрицательным назначением поднять детей выше той природной непосредственности, в которой они первоначально находятся, превратить их в самостоятельные и свобод­ные личности и сделать их, таким образом, способными выступить из природного единства семьи.

Примечание. Рабское положение римских детей есть одно из уста­новлений, наиболее позорящих римское законодательство, и это оскор­бление нравственности в ее интимнейшей и нежнейшей жизни пред­ставляет собой один из наиважнейших моментов, помогающий нам