Перейти к содержанию

Страница:Гегель Г.В.Ф. - Наука логики. Т. 1 - 1916.djvu/298

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница не была вычитана
— 261 —

шеніе. Поэтому далѣе она содержитъ свои моменты внутри себя, какъ снятые и нераздѣльные; и какъ то всегда свойственно понятію, ея различія таковы, что каждый изъ ея моментовъ самъ есть единство качественнаго и количественнаго. Это по тому самому реальное различіе даетъ множество отношеній мѣры, каждая изъ которыхъ, какъ формальная полнота, самостоятельна внутри себя. Ряды, образуемые сторонами этихъ отношеній, для каждаго отдѣльнаго члена, который, какъ принадлежащій одной сторонѣ, соотносится со всѣмъ противостоящимъ рядомъ, представляютъ тотъ же постоянный порядокъ. Послѣдній, будучи только порядкомъ, совершенно внѣшнимъ единствомъ, какъ имманентное специфицирующее единство сущей для себя мѣры, правда, оказывается отличнымъ отъ своихъ спецификацій; неспецифицирующій принципъ здѣсь еще есть не свободное понятіе, одно сообщающее своимъ различеніямъ имманентное опредѣленіе, а лишь субстратъ, матерія, различіямъ которой для того, чтобы каждое изъ нихъ было полнотою, т.-е. содержало въ себѣ природу остающагося тожественнымъ субстрата, свойственно лишь внѣшнее количественное опредѣленіе, обнаруживающееся вмѣстѣ съ тѣмъ, какъ различіе качества. Опредѣленіе мѣры въ этомъ единствѣ субстрата съ самимъ собою снимается, ея качество есть опредѣленное количествомъ внѣшнее состояніе. Этотъ процессъ есть въ той же степени реализованное дальнѣйшее опредѣленіе мѣры, въ какой и пониженіе послѣдней до уровня момента.

ТРЕТЬЯ ГЛАВА.

Становленіе сущности.

А.

Абсолютное безразличіе.

Бытіе есть отвлеченное безразличіе, для котораго, поскольку оно должно быть мыслимо, какъ бытіе, и употреблено это выраженіе "безразличіе“ (Indifferenz), и въ которомъ нѣтъ еще никакой опредѣленности; чистое количество есть безразличіе, способное ко всякимъ опредѣленіямъ, но такъ, чтобы послѣднія оставались для него внѣшними, и оно само по себѣ не имѣло съ ними никакой связи; безразличіе же, которое можетъ быть названо абсолютнымъ, опосредовано съ собою въ простое единство черезъ отрицаніе всякой опредѣленности бытія, качества и количества и ихъ ближайшимъ образомъ непосредственнаго единства. Опредѣленность въ немъ есть лишь состояніе (Zustand), т.-е. качественно внѣшнее, имѣющее безразличіе субстратомъ.

Но то, что опредѣлено такимъ образомъ, какъ качественно внѣшнее, есть лишь исчезающее; какъ такое внѣшнее относительно бытія качественное, какъ противоположность самому себѣ, оно есть лишь снимающее себя. Такимъ образомъ, опредѣленность въ субстратѣ положена, лишь какъ пустое различеніе. Но именно это пустое различеніе есть само безразличіе, какъ результатъ.


Тот же текст в современной орфографии

шение. Поэтому далее она содержит свои моменты внутри себя, как снятые и нераздельные; и как то всегда свойственно понятию, её различия таковы, что каждый из её моментов сам есть единство качественного и количественного. Это по тому самому реальное различие дает множество отношений меры, каждая из которых, как формальная полнота, самостоятельна внутри себя. Ряды, образуемые сторонами этих отношений, для каждого отдельного члена, который, как принадлежащий одной стороне, соотносится со всем противостоящим рядом, представляют тот же постоянный порядок. Последний, будучи только порядком, совершенно внешним единством, как имманентное специфицирующее единство сущей для себя меры, правда, оказывается отличным от своих спецификаций; неспецифицирующий принцип здесь еще есть не свободное понятие, одно сообщающее своим различениям имманентное определение, а лишь субстрат, материя, различиям которой для того, чтобы каждое из них было полнотою, т. е. содержало в себе природу остающегося тожественным субстрата, свойственно лишь внешнее количественное определение, обнаруживающееся вместе с тем, как различие качества. Определение меры в этом единстве субстрата с самим собою снимается, её качество есть определенное количеством внешнее состояние. Этот процесс есть в той же степени реализованное дальнейшее определение меры, в какой и понижение последней до уровня момента.

ТРЕТЬЯ ГЛАВА.

Становление сущности.

А.

Абсолютное безразличие.

Бытие есть отвлеченное безразличие, для которого, поскольку оно должно быть мыслимо, как бытие, и употреблено это выражение "безразличие“ (Indifferenz), и в котором нет еще никакой определенности; чистое количество есть безразличие, способное ко всяким определениям, но так, чтобы последние оставались для него внешними, и оно само по себе не имело с ними никакой связи; безразличие же, которое может быть названо абсолютным, опосредовано с собою в простое единство через отрицание всякой определенности бытия, качества и количества и их ближайшим образом непосредственного единства. Определенность в нём есть лишь состояние (Zustand), т. е. качественно внешнее, имеющее безразличие субстратом.

Но то, что определено таким образом, как качественно внешнее, есть лишь исчезающее; как такое внешнее относительно бытия качественное, как противоположность самому себе, оно есть лишь снимающее себя. Таким образом, определенность в субстрате положена, лишь как пустое различение. Но именно это пустое различение есть само безразличие, как результат.