Перейти к содержанию

Страница:Гимназия высших наук и лицей князя Безбородко (1881).djvu:ВТ/30

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница была вычитана
— 32 —

4-го августа 1820 года, «капитал сей переведён из банка в комиссию погашения долгов для внесения в разряд долгов неприкосновенных, а упомянутые проценты переданы департаменту Министерства Народного Просвещения и на них взят банковый билет, при чём сделано распоряжение впредь о правильной ежегодной высылке следующих процентов с 210 тысяч». В то же время граф Кушелев-Безбородко предписал своей Веркиевской экономии выдать за первую треть 1821 года пять тысяч из назначенных графом Ильёю Андреевичем к ежегодному жертвованию на вечные времена 15 тысяч. Та же Веркиевская экономия получила предписание графа всячески содействовать устройству гимназии, так что к услугам последней являлись, по крайней мере в первое время, столяры, плотники и другие рабочие, в экономии приготовлялись классные столы, скамейки, шкафы и прочее; сам же граф, сколько было возможно, принимал живейшее участие во всём, что касалось первоначального устройства заведения.

Труднее было устроиться с людьми. Прежде всего дал себя чувствовать крайний недостаток в прислуге. Для устранения его Кукольник обратился к харьковскому попечителю с просьбою о доставлении тринадцати инвалидов «доброго поведения». «Гимназия», пишет директор, «открывая своё действие по всем частям, нуждается в людях, потребных для услуги в заводимом при оной казённом пансионе и для стражи, коей требует обширное здание, сад и прочие службы — и она имеет повод ожидать от военного начальства просимого содействия потому, что в состоящем при ней казённом пансионе будут также принимать участие в воспитании осиротевшие дети военных высших чиновников, для содержания коих основатели сего заведения сделали особое пожертвование». Эта инвалидная команда, потребовавшая большой переписки, не удовлетворила однако нуждам заведения: часто приходилось отсылать назад военных чинов, оказывавшихся негодными. Запросы на неё скоро прекратились. На запрос директора об определении расхода на прислугу почётный попечитель советует «умерить, сколько возможно, расходы училища, ибо всё должно клониться к делу, а ничего — к блеску». Значительным пособием в этом отношении послужила даровая прислуга, которую предлагали родители и родственники пансионеров. Желая предоставить наиболее удобств своим детям и родственникам, они нередко обращались к начальству гимназии с убедительною просьбой о дозволении оставаться при детях крепостной прислуге, с предоставлением полного права обращать её на службу заведения, смотря по её специальностям. С такою же просьбою обращался к директору и отец Гоголя, предлагая своего повара без всякой за то платы. Впоследствии правление входило с особым представлением к почётному попечителю о дозволении принимать эту даровую прислугу и получило на то разрешение.

Ещё труднее было директору обходиться без помощников, особенно в первое время. Не было эконома — и директору приходилось самому исполнять его обязанности. Впрочем, эта должность, благодаря заботливости графа, была скоро замещена студентом философии Киев-