Перейти к содержанию

Страница:Иван Николаевич Крамской 1837-1887 1888.pdf/59

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница была вычитана


29

какимъ-то испугомъ, но вдругъ бросается ко мнѣ, обнимаемся, цѣлуемся, и расплакались оба какъ дѣти.... Мы обѣдали вмѣстѣ, проговорили потомъ до 4-хъ часовъ утра. Онъ мнѣ разсказывалъ о своихъ странствованіяхъ съ Данилевскимъ по Россіи, и гдѣ, и что, и кто на него производилъ впечатлѣніе. Въ Курскѣ, одно музыкальное семейство гг. Пригожевыхъ, мать, сыновья и дочери, просто, говорить, очаровали меня. Потомъ передавалъ, какъ сильно поразилъ его Эрмитажъ своими картинами, Петербургь своими грандіозными постройками, и люди — величественною своею сухостью. Я съ своей стороны передавалъ ему о его родныхъ, товарищахъ дѣтства. Мы стали видаться чуть не каждый день: или онъ ко мнѣ приходилъ вечеромъ, или я къ нему, и всегда просиживали почти за полночь.

Въ одно изъ подобныхъ свиданій рѣчь зашла о живописи и Академіи художествъ. Я началъ настаивать, чтобы Иванъ Николаевичъ бросилъ ретушерство и поступилъ въ Академію. Онъ посмотрѣлъ на меня съ каким-то недовѣріемъ. «Знаете что, Михаиль Борисовичъ», — сказалъ онъ: « поступить въ Академію надо умѣть, съ натуры, или съ гипса хорошо рисовать, а я не только никогда не пробовалъ, но даже страшно и приняться, я уже думалъ объ этомъ. и долго думалъ! Но первое, чтобы поступить — нужно имѣть средства чѣмъ жить, во-вторыхъ нужно имѣть много свободнаго времени, чтобы выучиться хорошо рисовать съ натуры». Сколько я его ни уговаривалъ, говоря, что можно на квартирѣ подготовиться постепенно, средства можно отъ заработка откладывать, по фотографій можно работать въ тѣ часы, когда въ Академіи не занимаются — все это онъ выслушалъ серьезно, и чуть не съ сердцемъ обратился ко мнѣ: «Вы любите живопись, Михаилъ Борисовичъ?» — «Ну что-жъ изъ этого, люблю!» — «Такъ начните-жъ вы! Вы постарше меня, поопытнѣе и въ семь разъ смѣлѣе. Удастся вамъ, я сейчасъ же по вашему слѣду». — «Иванъ Николаевичъ! да вѣдь мнѣ перевалило порядочно за тридцать лѣтъ, а вамъ семнадцать! Поэтому-то мнѣ и поздно начинать». — «А поэтому-то и мнѣ рано начинать, что прежде нужно скопить средства!» — Но въ небольшое время средства не замедлили накопиться.

Иванъ Николаевичъ такъ прославился работами по фотографій, какъ ретушью, такъ и акварелью, что уже началъ работать по-штучно и заработывалъ отъ 100 до 300 рублей въ мѣсяцъ.

И молодые ученики Академіи художествъ начали ухаживать за Иваномъ Николаевичемъ, чтобы кой-чему по ретуши выучиться и не отъ патентованнаго художника. Одинъ разъ я отправился къ Ивану Николаевичу, къ обѣду; застаю тамъ незнакомaгo молодого человѣка. Иванъ Николаевичъ знакомитъ: ученикъ натурнаго класса императорской Академіи худо-