Перейти к содержанию

Страница:История русской армии и флота Том 02 1911.djvu/79

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница выверена


— 63 —

дѣйствій при расположеніи артиллеріи на мѣстѣ послѣ марша и 3) о стрѣльбѣ.

Въ указаніяхъ относительно походныхъ движеній устанавливалась непремѣнная наличность при артиллеріи піонеровъ, на обязанности которыхъ лежало устраненіе всѣхъ препятствій для движенія; затѣмъ порядокъ движенія, при чемъ батареямъ указывалось двигаться въ колоннѣ въ одно орудіе, имѣя за каждымъ орудіемъ его зарядные ящики, т.-е. проводилась идея, что орудіе и его зарядный ящикъ составляютъ одно цѣлое.

Въ указаніяхъ относительно стрѣльбы проводилась мысль о необходимости стрѣлять преимущественно на среднія и ближнія дистанціи, не увлекаясь стрѣльбой на дистанціи дальнія, такъ какъ въ послѣднемъ случаѣ «не всегда бываетъ желаемое дѣйствіе», къ тому же при стрѣльбѣ на болѣе ближнихъ дистанціяхъ «сверхъ сдѣланнаго ему (непріятелю) великаго урона можно соблюсти и заряды, которыхъ тогда менѣе издержано будетъ».

«Наставленіе» заканчивается чрезвычайно характерными для Румянцева словами, показывающими, насколько онъ былъ проникнутъ сознаніемъ необходимости частнаго почина: «впрочемъ, въ подробное о сей полезности описаніе я не вхожу болѣе, а отдаю на собственное примѣчаніе господъ офицеровъ, яко на искусныхъ артиллеристовъ».

Въ обученіи войскъ Румянцевъ рѣзко отличалъ одиночную подготовку солдата, какъ основаніе, отъ подготовки частей, при чемъ успѣхъ одиночной подготовки онъ обусловливалъ «трудолюбивымъ примѣромъ» младшихъ начальниковъ и простотою устава.

Вмѣстѣ съ тѣмъ Румянцевъ рѣзко подчеркивалъ, что образованіе солдата должно быть не сложное, но основательное, и что мирныя упражненія должны быть непосредственной подготовкой для боя. Ознакомленіе съ ружьемъ, обращеніе съ нимъ, стойка и маршировка безъ увлеченія, ружейные пріемы и стрѣльба — вотъ, что требовалъ Румянцевъ отъ обученія войскъ, при чемъ онъ особенно налегалъ на «скорый зарядъ и исправный прикладъ», т.-е. на стрѣльбу.

Въ дѣлѣ воспитанія войскъ Румянцевъ широко развивалъ идеи такъ называемыхъ «полковничьихъ» инструкцій, внося въ нихъ много самобытнаго.

Изданныя Воинской Комиссіей въ 1764 году (для пѣхоты) и въ 1766 году (для конницы) «полковничьи инструкціи» возстанавливали нѣкоторыя изъ забытыхъ въ арміи идей и постановленій Петра Великаго, касающихся воспитанія. Въ нихъ, между прочимъ, говорится, что необходимо «объяснять солдату силу и содержаніе воинскаго артикула, уставовъ и приказовъ, а паче что до солдата касается, изъяснять должность службы и требуе-