Страница:Красный библиотекарь (журнал), 1923, № 1.pdf/27

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница была вычитана

Хороши или плохи исторические романы, скажем, Данилевского? Очень плохи по сравнению с настоящей историей или по сравнению с такой книгой, как „Война и мир“. Но они очень хороши, если к ним переходит читатель от „Аскольдовой могилы“ Загоскина. Но и Загоскин — хорош, если к нему переходят от Кукольника, или от лубочной книжки... Хороши или плохи научно-популярные книжки Лункевича? Очень хороши сейчас; хороши по сравнению с яко-бы научными книжками для народа дореволюционных казенных издательств; очень хороши и по сравнению с яко-бы популярными книжками, выпускаемыми нашим Госиздатом; но будут плохи, как только появятся новые, действительно научные и, вместе с тем, действительно популярные книжки по тем же вопросам.

Библиотека — это мастерская с набором разнообразных орудий для разнообразных работ. Топор — плох для отделки поверхности тонких изделий, но хорош для оболванивания чурбана; лобзик плох для распилки теса, но хорош для работы из фанеры... Оставим себе и топор и побзик. Теперь в этих наших мастерских много инструментов старых, ржавых, неуклюжих, кривых, обманывающих неловкую руку. Постараемся очистить от них мастерские, заменяя каждое старое — новым, лучшим. Но в тех случаях, когда для данной цели нового лучшего инструмента нет, оставим и ржавую пилу, и тупую стамеску, и даже топор, соскакивающий с топорища.


К пересмотру книжного состава нужно совершенно подходить в , в зависимости от состава читателей и от характера работы библиотеки.

Наша библиотечная сеть складывается из библиотек разных ступеней, разного значения. Одни обслуживают читателя рядового, массового, мало читавшего и сравнителёно пассивного; таковы, по большей части, сельские библиотеки, передвижки, библиотеки при малых рабочих клубах, маленькие отделения и „станции“ городских библиотек. Другими пользуются, главным образом, читатели более образованные, с несколько повышенными требованиями, более активные по отношению к книге; таковы, например, городские (и уездные, где они есть) библиотеки, также центральные библиотеки профсоюзов и т. п. Третьи предназначены для читателей, специально интересующихся какою-либо областью знания или жизни и работающих в этой области, — как библиотеки педагогические, медицинские, технические и т. п.

Даже, поскольку речь идет об обслуживании одних и тех же читателей по крайней мере, одной и той же социальной группы их, — разные библиотеки обслуживают разные их требования. Возьмем для примера рабочих. Рядовой, пассивный, мало читавший рабочий в большинстве случаев удовлетворяется тем, что ему принесет „передвижник“ или что найдется в маленькой клубной библиотеке. Более активный и любящий читать рабочий пойдет искать более разнообразного выбора книг в более крупной библиотеке; туда же, может-быть, придет и рядовой рабочий, если почему-либо ему особенно захочется добыть любопытную ему книгу. Учащийся на