Страница:Красный библиотекарь (журнал), 1923, № 1.pdf/50

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница была вычитана


Краткосрочные губернские библиотечные курсы (месячные). Комсомольцев — 25 чел. (курсантов всего — 60 чел.). Курсанты не обработаны ни клубной, ни общественной работой, неинициативны, за исключением комсомольцев (да и то не всех), малоподвижны, инертны. Я и еще один комсомолец вели кружки работы с газетой. Зная нас, как клубных работников, нас просили заняться организацией вечера книги. Его нужно было подготовить за неделю. Что у нас было под руками? Почти что ничего, „Суд над вредителями книги“ и раешник „Даешь книгу“. Маловато для вечера... Мы стряпаем: „Манифест библиотекаря“ (для коллективной декламации), оперетку — „Типы читателей“, шарады, еще кое-что... и приблизительно программа составлена. Героические усилия репетиционного свойства до изнеможения, до хрипоты в горле и у организаторов, и у участников... Приближается страшный экзамен итогов нашей работы... Как-то сойдет?


Вечер... Кроме курсантов, работники Губполитпросвета, много московских библиотекарей, присутствуют и работники красноармейских библиотек, передвижники и т. д., „им же нет числа“.

Зал убран лозунгами библиотечного характера. У входа в залогромная афиша: „Вечер книги“ и подробная его программа. В фойэ — выставка работ курсантов: выставки книг, плакаты, лозунги, аннотации и рецензии, альбомы вырезок и т. п. Выделяется плакат; „Жертвы книгоубийц“. Это прикрепленные к картону книги, потерявшие возможность читаться из-за варварского обращения с ними читателей. (Выставку к клубному вечеру можно подготовить с помощью клубной библиотеки, кружка ИЗО, материалов из местных библиотек. Выставка форм пропаганды и работы с книгой и газетой необходима).

Звонок... Начало.

Курсант кратко говорит о значении вечера книги как метода пропаганды. Его сменяет „Манифест библиотекаря-революционера“ — коллективная декламация (чуть-чуть под Маяковского). „Манифестируем из библиотек, изб-читалеен” „Книга — ею будем бороться, ею победим“... Проманифестировали... Далее, доклад: „Книга и жизнь“. В докладе подводится марксистский базис, выясняется роль книги в экономическом развитии человечества, дается классовый подход к книге, культуре. Революционная жизнь... нэп, мы и книга. Доклад в 25 минут, яркий, живой и образный.

„Суд над вредителем книги“. Обвиняемый комсомолец Козлов, портивший систематически книги. Обвинительный акт дает ряд фактов; из вих явствует: Козлов варварски обращался с книгами, а потому привлекается к ответственности. Вводят свидетелей. Тяжело, уверенно шагает с носогрейкой в зубах типичный американский рабочий. Он заключен в огромный плоский картонный переплет. На нем чудовищные буквы „У. Синклер. 100%“. Точная копия обложки. Ваше заглавие? — „100%“. Ваше происхождение? — „Отец американский писатель, мать — русское издательство „Московский рабочий“. Ваше содержание? „Во мне описывается“... сле-