Перейти к содержанию

Страница:Краткий исторический обзор морских походов русских и мореходства их вообще до исхода XVII столетия.pdf/38

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница была вычитана


ныхъ торговыхъ судовъ, со времени татарскаго владычества изсякнувъ въ самомъ источникѣ и становясь годъ отъ года рѣже, наконецъ совсѣмъ прекратилось. Еще корабли Ганзейцевъ, пріѣзжая торговать съ Новгородцами и Псковитянами, являлись въ Невѣ, Волховѣ и Наровѣ, но Бѣломорскія воды уже давно, цѣлыя столѣтія, не были посѣщаемы чужестранцами. Съ одной стороны Европейцы XIV, XV и XVI столѣтій имѣли самое темное понятіе о части Россіи, сопредѣльной Сѣверному океану, а съ другой, нелѣпые разсказы путешественниковъ объ ужасахъ странъ полунощныхъ пугали воображеніе робкихъ умовъ, страшившихся и помыслить о борьбѣ съ сѣверною природою, съ ея нетающими льдами, съ ея дикими народами, съ ея мнимыми чудовищами. Въ грозное, но славное, царствованіе Іоанна IV-го случай сблизилъ опять Европу съ сѣвернымъ краемъ Россіи.

Открытіе Америки и обходъ Африки возбудили въ Англичанахъ желаніе искать, чрезъ Ледовитое море, ближайшаго пути въ Китай и Восточную Индію. По совѣту знаменитаго мореплавателя Кабота, Общество лондонскихъ купцовъ снарядило, въ 1553 году, три корабля, подъ начальствомъ капитановъ Виллоби (Willougbhy) и Ченслера (Chancelor) и мастера Дурфорта (Durfoorth). Первый изъ нихъ былъ въ то же время и начальникомъ всей экспедиціи. Всѣ три корабля находились у береговъ Лапландіи, когда буря разлучила ихъ. Виллоби и Дурфортъ, принужденные льдомъ, мелководіемъ и позднимъ временемъ года зимовать въ устьѣ рѣчки Арзины или Варсины, погибли тамъ, отъ стужи и голода, со всѣми своими спутниками. Ченслеръ, укрывшійся отъ непогоды на сѣверной оконечности Норвегіи, въ Вардгоусѣ, чрезъ недѣлю поплылъ опять далѣе къ востоку, вошелъ въ Бѣлое море и присталъ въ Западномъ, или Корельскомъ (нынѣ Никольское) устьѣ Двины, у бѣдной, уединенной обители Св. Николая, окруженной только нѣсколькими хижинами. Неожиданный приходъ британскаго корабля едвали не столько же изумилъ малочисленное населеніе этого пустыннаго края, сколько прибытіе Колумба изумило Американцевъ. Успокоивъ встревоженныхъ жителей и узнавъ, что нечаянно-открытый берегъ принадлежитъ Россіи, Ченслеръ просилъ быть допущеннымъ ко двору.

Тот же текст в современной орфографии

ных торговых судов, со времени татарского владычества иссякнув в самом источнике и становясь год от года реже, наконец совсем прекратилось. Еще корабли ганзейцев, приезжая торговать с новгородцами и псковитянами, являлись в Неве, Волхове и Нарове, но беломорские воды уже давно, целые столетия не были посещаемы чужестранцами. С одной стороны, европейцы XIV, XV и XVI столетий имели самое темное понятие о части России, сопредельной Северному океану, а с другой, нелепые рассказы путешественников об ужасах стран полуночных пугали воображение робких умов, страшившихся и помыслить о борьбе с северною природою, с ее нетающими льдами, с ее дикими народами, с ее мнимыми чудовищами. В грозное, но славное царствование Иоанна IV случай сблизил опять Европу с северным краем России.

Открытие Америки и обход Африки возбудили в англичанах желание искать чрез Ледовитое море ближайшего пути в Китай и Восточную Индию. По совету знаменитого мореплавателя Кабота Общество лондонских купцов снарядило в 1553 году три корабля под начальством капитанов Виллоби (Willougbhy) и Ченслера (Chancelor) и мастера Дурфорта (Durfoorth). Первый из них был в то же время и начальником всей экспедиции. Все три корабля находились у берегов Лапландии, когда буря разлучила их. Виллоби и Дурфорт, принужденные льдом, мелководьем и поздним временем года зимовать в устье речки Арзины или Варсины, погибли там от стужи и голода со всеми своими спутниками. Ченслер, укрывшийся от непогоды на северной оконечности Норвегии, в Вардгоусе, чрез неделю поплыл опять далее к востоку, вошел в Белое море и пристал в Западном или Корельском (ныне Никольское) устье Двины, у бедной уединенной обители Св. Николая, окруженной только несколькими хижинами. Неожиданный приход британского корабля едва ли не столько же изумил малочисленное население этого пустынного края, сколько прибытие Колумба изумило американцев. Успокоив встревоженных жителей и узнав, что нечаянно открытый берег принадлежит России, Ченслер просил быть допущенным ко двору.