Перейти к содержанию

Страница:Мысли о воспитании (Локк 1904).djvu/111

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница была вычитана


этой профессіи, то, быть можетъ, согласятся со мной, что найти человѣка, способнаго образовать душу молодаго джентльмэна, можно далеко не на каждомъ шагу, и что къ выбору воспитателя слѣдуетъ относиться гораздо тщательнѣе, чѣмъ это дѣлается обыкновенно, ибо иначе вы не достигните вашей цѣли.

§ 93. Нравственная трезвость и научныя свѣдѣнія—вотъ все, чего обыкновенно требуютъ отъ воспитателя; говоря вообще, это считается совершенно достаточнымъ, и обыкновенно этимъ и ограничиваются требованія родителей. Но послѣ того, какъ этотъ господинъ пересыпалъ въ голову своего питомца всю латынь и логику, вынесенную имъ изъ университета, сдѣлается ли послѣдній отъ того настоящимъ человѣкомъ? и можно ли надѣяться, что онъ будетъ обладать большой отдѣлкой, большимъ знаніемъ свѣта и будетъ больше проникнутъ началами истинной добродѣтели и благородства, чѣмъ его молодой наставникъ?

Для того, чтобы молодой джентльмэнъ пріобрѣлъ отдѣлку, его воспитатель самъ долженъ обладать ею, равно какъ знать свѣтъ и правила обращенія съ людьми, соотвѣтственно мѣсту, времени и лицамъ, и научить тому же своего питомца, сообразно съ требованіями его возраста. Этому искусству нельзя научиться изъ книгъ, и оно пріобрѣтается только нахожденіемъ въ хорошемъ обществѣ и наблюдательностью. Разумѣется, портной можетъ одѣть молодого джентльмэна по модѣ, танцмейстеръ—придать грацію его движеніямъ; все это, конечно, придастъ пріятность его внѣшнему виду, но отнюдь еще не сдѣлаетъ изъ него настоящаго джентльмэна. Этого результата не дастъ даже и ученость; послѣдняя, не будучи хорошо направленной, можетъ даже сдѣлать его еще болѣе дерзкимъ и невыносимымъ въ обществѣ. Между тѣмъ благовоспитанность придастъ блескъ остальнымъ его хорошимъ качествамъ и сдѣлаетъ ихъ полезными для него самого, доставляя ему уваженіе и любовь всѣхъ окружающихъ; безъ благовоспитанности же, несмотря на всѣ остальныя достоинства, онъ будетъ имѣть видъ надменнаго, тщеславнаго или даже глуповатаго человѣка.