Перейти к содержанию

Страница:Пир (Платон, Городецкий).pdf/26

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница была вычитана

поставлена самая тема нашей бесѣды, разъ намъ просто предлагается восхвалять Эроса. Такъ поступать было бы умѣстно, если бы былъ одинъ Эросъ. Но вѣдь Эросъ не одинъ, а разъ онъ не одинъ, то было бы правильнѣе сначала выяснить, какого именно Эроса должно восхвалять. Поэтому я попытаюсь внести сюда поправку: во-первыхъ, указать на то, какого Эроса нужно восхвалять, а затѣмъ уже восхвалить его, какъ это подобаетъ божеству. Всѣ мы знаемъ, что безъ Эроса Афродиты не бываетъ; если бы Афродита была одна, одинъ былъ бы и Эросъ, но разъ ихъ двѣ, должны быть и два Эроса. Да развѣ не двѣ Афродиты. Одна — старшая, безъ матери, дочь Урана (неба), которую мы и называемъ поэтому небесной, другая, младшая, дочь Зевса и Діоны[1], которую мы зовемъ всенародной. Поэтому и помощниковъ Афродиты — одного Эроса вполнѣ послѣдовательно было бы называть всенароднымъ, а другого — небеснымъ.

Чтить, конечно, нужно всѣхъ боговъ, но во всякомъ случаѣ надо попытаться сказать и о томъ, какой удѣлъ выпалъ на долю каждаго изъ нихъ[2].

Всякое дѣло вообще само по себѣ ни прекрасно ни безобразно. Такъ, напримѣръ, все, что мы дѣлаемъ

  1. По греч, миѳу, дочь Океана и Ѳетиды, богиня свѣтлаго неба, у древнихъ грековъ въ большомъ почетѣ; въ «Иліадѣ», благодаря Зевсу, мать Афродиты. Діона въ Додонѣ (въ Эпирѣ) почиталась, въ качествѣ супруги Зевса. Когда же Додонскій оракулъ палъ, Діона была оттѣснена на задній планъ Герою и въ концѣ-концовъ считалась додонскою нимфою. По звукамъ она тождественна съ Юноной.
  2. Т.-е. характеризовать функціи обоихъ въ ихъ особенностяхъ, или указать, какими свойствами обладаетъ каждый изъ нихъ.
Тот же текст в современной орфографии

поставлена самая тема нашей беседы, раз нам просто предлагается восхвалять Эроса. Так поступать было бы уместно, если бы был один Эрос. Но ведь Эрос не один, а раз он не один, то было бы правильнее сначала выяснить, какого именно Эроса должно восхвалять. Поэтому я попытаюсь внести сюда поправку: во-первых, указать на то, какого Эроса нужно восхвалять, а затем уже восхвалить его, как это подобает божеству. Все мы знаем, что без Эроса Афродиты не бывает; если бы Афродита была одна, один был бы и Эрос, но раз их две, должны быть и два Эроса. Да разве не две Афродиты. Одна — старшая, без матери, дочь Урана (неба), которую мы и называем поэтому небесной, другая, младшая, дочь Зевса и Дионы[1], которую мы зовем всенародной. Поэтому и помощников Афродиты — одного Эроса вполне последовательно было бы называть всенародным, а другого — небесным.

Чтить, конечно, нужно всех богов, но во всяком случае надо попытаться сказать и о том, какой удел выпал на долю каждого из них[2].

Всякое дело вообще само по себе ни прекрасно ни безобразно. Так, например, всё, что мы делаем

  1. По греч, мифу, дочь Океана и Фетиды, богиня светлого неба, у древних греков в большом почете; в «Илиаде», благодаря Зевсу, мать Афродиты. Диона в Додоне (в Эпире) почиталась, в качестве супруги Зевса. Когда же Додонский оракул пал, Диона была оттеснена на задний план Герою и в конце концов считалась додонскою нимфою. По звукам она тождественна с Юноной.
  2. Т. е. характеризовать функции обоих в их особенностях, или указать, какими свойствами обладает каждый из них.
18