Перейти к содержанию

Страница:Платоновы разговоры о законах (Платон, Оболенский).pdf/93

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница была вычитана
83


Аѳ. Еслибъ такимъ образомъ учреждались игры и пиршества; еслибъ собесѣдники соображались съ сими законами и съ волею трезвыхъ: тогдабы сколь великую пользу они могли получить для себя? Вмѣсто того, чтобъ выходить изъ пиршества врагами, какъ теперь, они разставались бы лучшими друзьями.

Кл. Справедливо, еслибъ пиршества были таковы, какъ ты говоришь.

Аѳ. Итакъ не будемъ порицать напрасно дары Вакха, какъ вредные и недостойные быть въ человѣческомъ обществѣ. Можно бы представить многія важныя выгоды, отъ нихъ произсходящія; но я не смѣю говорить о величайшемъ благѣ, которое людямъ даруетъ сей богъ; такъ худо и превратно понимаютъ его.

Кл. Какое же ето благо?

Аѳ. Идетъ преданіе, будто сей богъ мачихою своею Юноною былъ лишенъ ума. Въ отмщеніе за сію обиду онъ изобрѣлъ Вакхическія игры и шумныя пляски, и для сего даровалъ людямъ вино. Но я предоставляю говорить сіе о богахъ дерзновеннѣйшимъ. Знаю только, что ни одинъ человѣкъ не раждается съ полнымъ разумомъ, какой онъ долженъ имѣть въ зрѣломъ возрастѣ; въ семъ промежуткѣ, еще не имѣя всей мудрости, ему свойственной, онъ находится въ состояніи изступленія; произноситъ безпорядочные крики;


Тот же текст в современной орфографии


Аф. Если б таким образом учреждались игры и пиршества; если б собеседники соображались с сими законами и с волею трезвых: тогда бы сколь великую пользу они могли получить для себя? Вместо того, чтоб выходить из пиршества врагами, как теперь, они расставались бы лучшими друзьями.

Кл. Справедливо, если б пиршества были таковы, как ты говоришь.

Аф. Итак, не будем порицать напрасно дары Вакха, как вредные и недостойные быть в человеческом обществе. Можно бы представить многие важные выгоды, от них происходящие; но я не смею говорить о величайшем благе, которое людям дарует сей бог; так худо и превратно понимают его.

Кл. Какое же это благо?

Аф. Идет предание, будто сей бог мачехою своею Юноною был лишен ума. В отмщение за сию обиду он изобрел вакхические игры и шумные пляски, и для сего даровал людям вино. Но я предоставляю говорить сие о богах дерзновеннейшим. Знаю только, что ни один человек не рождается с полным разумом, какой они должен иметь в зрелом возрасте; в сем промежутке, еще не имея всей мудрости, ему свойственной, он находится в состоянии исступления; произносит беспорядочные крики;

6*