Страница:Саратовскiй край вып1 1893.djvu/343

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница была вычитана
О развитіи книжной торговли въ Саратовѣ.

независящимъ, онъ прекратилъ торговлю и продалъ всѣ книги отставному чиновнику Знаменскому.

Знаменскій торговалъ около зданія 1-й полиц. части, а впослѣдствіи перешелъ въ домъ Никольскаго. Но торговля книгами у него совершенно не шла. Тогда онъ придумалъ давать книги для чтенія и открылъ библіотеку. Въ 1875 году Знаменскій умеръ, а черезъ два года вдова его продала книги нотаріусу Шлейеру, начавшему торговлю на Нѣмецкой улицѣ, гдѣ теперь контора „Саратовскаго Дневника“. Шлейеръ въ 1882 году перепродалъ свой магазинъ купцу Петру Андреевичу Хворову.

П. А. Хворовъ при книжной торговлѣ открылъ библіотеку и кабинетъ для чтенія, который обставилъ прекрасно. Для этого кабинета выписано было много журналовъ и газетъ, но не смотря на скромную плату — 5 к. въ день — публика почти не заглядывала въ нее. Предпріятіе дало полный убытокъ. Чрезъ годъ Хворовъ прикрылъ библіотеку, а въ 1885 году и совсѣмъ покончилъ книжную торговлю.


По увѣренію саратовскихъ торговцевъ, нигдѣ по всей Волгѣ торговля лубочными изданіями такъ не развита, какъ въ Саратовѣ. Въ прежнее время лубочными изданіями самостоятельно никто не торговалъ, а большею частью при какой-нибудь другой торговлѣ. Торговцы книжнымъ товаромъ съ любовію вспоминаютъ то блаженное прошлое время, когда на этотъ товаръ можно было получать очень большой процентъ; при этомъ они указываютъ на торговавшаго книжками лѣтъ тридцать пять тому назадъ на Московской улицѣ — при москательной и галантерейной торговлѣ — Тюрина, отъ котораго торговля перешла къ Губину, потомъ къ Серебрякову, отъ послѣдняго къ Смирнову, а затѣмъ къ Костякову.

Н. Н. Костяковъ, покупая самъ мелкія изданія отъ 2 р. 25 к. до 2 р. 50 к., продавалъ мелкимъ торговцамъ по 3 р. 50 к., по 4 р. за сотню, а въ розницу еще дороже. Когда издатели Никольскаго рынка выпустили брошюру въ листъ о Комиссаровѣ Костромскомъ съ его портретомъ, Костяковъ, которому эта брошюра стоила около 8 к., продавалъ ее по 30 коп. и, не смотря на то, изданіе, интересовавшее всѣхъ, быстро у него разошлось.

Губинъ, по увѣренію старожиловъ, торговалъ еще лучше; онъ продавалъ по семи рублей за сотню, самъ платя 2 р. 25 к. — 2 р. 50 к. Опаснымъ конкуррентомъ для всѣхъ торговцевъ выступилъ Михаилъ Петровичъ Юровъ, симпатичный старикъ, торговавшій въ корпусѣ на

— 344 —