Перейти к содержанию

Страница:Словарь Верхотурского уезда Пермской губернии.pdf/352

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница была вычитана
355 —

простыя дѣтскія игрушки. Вотъ къ чему свелось идолопоклонство у современныхъ вогулъ.

Вогулы признаютъ, что со смертію еще не прекращается жизнь, она продолжается, но при другихъ условіяхъ въ подземномъ царствѣ, куда отправляется человѣческая тѣнь — исъ. Вогуличи различаютъ въ составѣ человѣческаго «я» кромѣ тѣла еще тѣнь — исъ и душу — лили хеллехоласъ, подъ которою, кажется, разумѣется жизненная сила организма. Послѣ смерти человѣка лили переходитъ въ тѣло рождающагося младенца того же рода, а если родъ прекратился, то въ младенца другого рода и даже другой народности, а исъ отправляется въ подземное царство Куля, расположенное въ Ледовитомъ океанѣ, за устьемъ Оби. Здѣсь также продолжается земная жизнь человѣка: Тѣнь живетъ такъ, какъ человѣкъ на землѣ и занимается тѣми же дѣлами, избавившись лишь отъ болѣзней, голода и повинностей. Этимъ убѣжденіемъ объясняется, что вогуличи кладутъ въ гробъ умершему всѣ вещи, бывшія необходимыми при земной жизни. Прежде всего хоронятъ въ лодкѣ, затѣмъ кладутъ ему одежду, лукъ, стрѣлы, топоръ, кошель и т. п. Чтобы покойному было на чемъ ѣздить въ загробной жизни, его родственники закалываютъ на могилѣ оленей, запряженныхъ въ нарты и также кладутъ въ яму вмѣстѣ съ умершимъ.

Вогулы усвоили христіанство крайне различно, г. Павловскій говоритъ, что представить все это разнообразіе невозможно и схематически дѣлитъ его на три степени.

Первую и наименьшую группу составляютъ необрусѣвшіе жители рѣкъ Сосьвы и Ляпины въ Тобольской и Лозьвы и Вижая въ Пермской губерніи. Они хорошо знаютъ свой вогульскій языкъ и крайне плохо говорятъ по-русски. Вторую группу составляютъ полуобрусѣвшіе вогулы, забывающіе свой родной языкъ и мѣняющіе его на русскій, таковы напримѣръ жители деревень Аріи и Горной Лозьвинской волости. Въ третью группу войдутъ совершенно обрусѣвшіе вогуличи, живущіе осѣдло, какъ русскіе крестьяне и совершенно позабывшіе свой родной языкъ.

Внѣшній видъ вогулъ и остяковъ вовсе не такъ некрасивъ, говоритъ Альквистъ. Глаза остяковъ, напримѣръ, часто напоми­-