Страница:Собрание сочинений Марка Твэна (1896) т.1.djvu/279

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница была вычитана


объяснилъ, что, оставляя въ сторонѣ странность такого вопроса, исходящаго отъ члена того же самаго правительства, считаю долгомъ напомнить ему, что состою секретаремъ сенатской коммиссіи по Конхологіи. Въ отвѣтъ на это разразилась цѣлая буря! Онъ закончилъ тѣмъ, что предложилъ мнѣ убираться вонъ и впредь безпокоиться только о своихъ собственныхъ служебныхъ дѣлахъ. Сначала я было имѣлъ намѣреніе отколотить его, но, такъ какъ это могло бы повредить не только ему, но и другимъ лицамъ, а для меня лично не принесло бы никакой видимой пользы, то я и оставилъ его въ покоѣ.

Затѣмъ я отправился къ военному министру, который сперва не желалъ вообще меня принять и пригласилъ къ себѣ лишь послѣ того, какъ ему доложили, что я стою въ непосредственныхъ отношеніяхъ къ правительству. Приди я не по такому важному дѣлу, мнѣ, вѣроятно, и не удалось бы вовсе добраться до него. Такъ какъ онъ въ то время какъ разъ курилъ, то я попросилъ у него огня, а затѣмъ объяснилъ, что ничего не имѣю противъ утвержденія съ его стороны тѣхъ условій, которыя поставлены генераломъ Леемъ для себя и для его товарищей, но; тѣмъ не менѣе, не могу одобритъ той тактики, посредствомъ которой онъ думаетъ побѣдитъ индѣйцевъ. По моему, онъ слишкомъ разбросался въ своихъ военныхъ дѣйствіяхъ. Было бы несравненно практичнѣе согнать, какъ молено большее число индѣйцевъ въ такое подходящее мѣстечко, гдѣ хватило бы провіанта для обѣихъ воюющихъ сторонъ, и за симъ устроить имъ тутъ поголовную рѣзню. Я объяснилъ ему, что для индѣйцевъ не существуетъ ничего болѣе доказательнаго, какъ именно поголовная рѣзня. Но если онъ не можетъ почему-либо согласиться на рѣзню, то ближайшими за ней средствами противъ индѣйца могли бы служить: мыло и просвѣщеніе. Мыло и просвѣщеніе не дѣйствуютъ, конечно, такъ внезапно, какъ рѣзня, но, по истеченіи достаточнаго періода времени, они оказываются еще болѣе губительными, — ибо полузарѣзанный индѣецъ можетъ еще кое-какъ оправиться, если же индѣйца вымыть и просвѣтить, то, рано или поздно, онъ погибнетъ навѣрняка. Эти два предмета расшатываютъ въ корнѣ его здоровье и подрываютъ основы самаго его существованія.

— М. г. — закончилъ я, — мы переживаемъ минуту, когда жестокость пролитія крови стала необходимостью. Пошлите же каждому индѣйцу, опустошающему наши равнины, кусокъ мыла и азбуку, и пусть онъ умретъ!

Военный министръ спросилъ меня, состою-ли я членомъ кабинета? Я отвѣтилъ: да, конечно, и къ тому же не отъ людей служащихъ ad interim; тогда онъ спросилъ, какую же должность я зани-