Страница:Шопенгауэр. Полное собрание сочинений. Т. III (1910).pdf/882

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница была вычитана


— 733 —

в море отрезанных половых частей Ураноса, она именно и есть половое рождение простых индивидуумов, ради сохранения существующих видов, так как новые виды возникать больше не могут. В качестве спутников и сотрудников Афродиты появляются, для этой цели, Эрот и Гимер (Theog. 173—201).

§ 198.

Связь, даже единство человеческой природы с животною и всею прочей природой, т. е. микрокосма с макрокосмом, выражена в таинственном, чреватом загадкой сфинксе, в кентаврах, в Артемиде эфесской с размещенными под ее многочисленными грудями разнообразными фигурами животных, а также и в египетских человеческих телах с звериными головами, в индийском ганеса, наконец, в ниневийских волах и львах с головами людей, которые напоминают нам аватар во образе человекольва.

§ 199.

Япетиды представляют собою четыре основные качества человеческого характера с присущими им страданиями. Атлас, терпеливый, должен нести. Менеций, храбрый, побежден и гибнет. Прометей, осмотрительный и умный, попадает в оковы, т. е. лишается возможности действовать, и коршун, т. е. забота, грызет ему сердце. Эпиметея безрассудного, опрометчивого, непосредственно карает собственное неразумие.

В Прометее уже прямо олицетворена человеческая забота о будущем, мысли человека о завтрашнем дне, которые являются одним из его преимуществ перед животным. Поэтому Прометей обладает даром предсказания: дар этот означает способность рассудительного предвидения. Поэтому же он сообщает человеку употребление огня, которого не знает ни одно животное, и кладет основание разным житейским искусствам. Но свое преимущество заботливости человек должен искупать неотступною мукой заботы, которой также не знает ни одно животное; она — коршун, терзающий печень прикованного Прометея. — Эпиметей, вероятно присочиненный уже после, в качестве короллария, представляет собою заботу по поводу уже происшедшего, возмездие за легкомыслие и безрассудство.

Остроумное истолкование совсем иного рода, именно метафизическое, дает Прометею Плотин (Epp. IV, I. l. с. 14). По нему, Прометей — душа мира, делает людей, за это сам попадает в оковы, уничтожить которые может только какой-нибудь Геркулес, и т. д.

Современным врагам церкви в свою очередь понравилось бы такое